Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в школе-интернате при работе с детьми с ОВЗ

Марченко В. В., учитель географии и биологии ГБОУ школы-интерната № 67

Прежде чем говорить о здоровьесберегающих технологиях, стоит разобраться в понятии «здоровье» и его критериях. Наиболее общеупотребительным следует считать определение, входящее в Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Понятие «здоровье» сегодня значительно расширяется и воспринимается как сложный феномен, значительно меняются его смысловые показатели. Многие авторы рассматривают понятие «здоровье» в общественном и индивидуальном аспекте.

Общественное здоровье

Характеризуется в первую очередь демографическими показателями (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни), определяющими особенности воспроизводства населения (медико-демографические характеристики), запас физических сил или дееспособность (показатели физического развития), особенности адаптации к условиям окружающей среды (показатели заболеваемости). Определяется государственной политикой в области охраны и улучшения здоровья народа, в том числе деятельностью системы здравоохранения, поэтому в масштабах школы общественное здоровье не так актуально. Но нас больше интересует индивидуальное здоровье. Если речь идет об отдельных людях, мы имеем дело с именно с ним.

Индивидуальное здоровье

Индивидуальное здоровье мы оцениваем по персональному самочувствию, наличию заболеваний, физическому состоянию, трудоспособности. Представления о структуре здоровья различаются у разных исследователей, но общим является то, что индивидуальное здоровье имеет многоуровневую структуру.

Многие авторы представляют индивидуальное здоровье человека в рамках его целостной оценки. При этом выделяются следующие уровни:

1. Соматический (физический) уровень здоровья – биологическая программа индивидуального развития человека. К соматическому здоровью относятся морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов и организма в целом, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов (Д.Н. Давиденко, 2006). Соматическое здоровье лежит в основе реализации биологических функций – способности выжить в конкретных условиях существования и произвести потомство (Апанасенко Г.А., 2002).

2. Психический уровень здоровья – состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается возможностями удовлетворения потребностей и биологического, и социального характера. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека. Психический уровень здоровья представляет собой гармоничное объединение всех существенных свойств, составляющих личность, результатом которого является устойчивость, уравновешенность и способность противодействовать влияниям, стремящимся нару­шить ее целостность (Н.С. Никифоров, 2002).

3. Социальный уровень – мера трудоспособности, социальной активности, деятельностное отношение человека к миру (А.Я. Иванюшкин, 1982).

4. Духовно-нравственный уровень здоровья – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде (И.А. Гундаров, 2004).

В условиях работы непосредственно в школе-интернате, где обучаются дети с ОВЗ, из этого списка на уроках биологии я больше всего уделяю внимание пункту 2, то есть психическому уровню здоровья. Оно включает в себя психическую и эмоциональную устойчивости.

Психическая устойчивость – это сохранение продуктивного функционирования психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации. Психическая устойчивость – предпосылка преодоления трудностей активного и безошибочного выполнения задач в сложной обстановке. Она позволяет сконцентрировать и распределить внимание, ориентироваться, использовать знания, навыки и умения. Помогает выдержать большие внешние и внутренние нагрузки.

Эмоциональная устойчивость – интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях.

Почему именно эти показатели здоровья для меня на уроках наиболее важны? Я опираюсь на труды специалистов, которые изучила по данному вопросу.

Во-первых, это замечательная книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Чтобы коротко понять суть этой книги, процитирую небольшой отрывок: «Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорк таймс», кем ваш покорный слуга работает последние десять лет, я отчетливо замечаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Но более всего меня поражают две явно противоположные тенденции: одна отражает растущее неблагополучие в эмоциональной жизни нашего общества, другая свидетельствует о появлении некоторых эффективных средств оздоровления сложившейся обстановки… Что способны мы изменить, чтобы это помогло нашим детям прожить свою жизнь лучше? Какие факторы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффициентом умственного развития терпят неудачу, а имеющие скромные коэффициенты оказываются на удивление успешными? Я лично твердо настроен доказать, что подобное различие чаще всего коренится в способностях, которые я называю «эмоциональным интеллектом», включающим самоконтроль, рвение и настойчивость, а также умение мотивировать свои действия. Всему этому, как мы увидим в дальнейшем, детей можно научить, предоставляя им тем самым благоприятную возможность наилучшим образом использовать тот умственный потенциал, который выпал им в генетической лотерее».

Во-вторых, это книги и лекции замечательного психолога Людмилы Петрановской

Приведу цитату из ее благотворительной лекции «Воспитание с видом на будущее»

«Если нет психологического благополучия, все это бессмысленно. Вы можете сколько угодно вкладывать в человека образование, но если он у вас с депрессией сляжет на диван, где будет это ваше образование? Вы можете выносить ему мозг своими репетиторами, оценками и результатами. Но если он не будет уверен в себе, если его будут мучить неврозы, депрессия, то и смысл в этом всем? Психологическое здоровье, психологическое благополучие, психологическая устойчивость – то, что обозначается английским словом resilience, то есть способность выдерживать стресс, выдерживать изменения, восстанавливаться после этого – это самое важное качество человека в таком быстро меняющемся мире. Гораздо более важное, чем количество знаний или успешность в той или иной области».

Таким образом, мои здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в школе-интернате в первую очередь направлены на эмоциональное восприятие детей.

Приведу несколько примеров из опыта работы.

Тема урока «Бактерии».

  1. Бактерии бывают полезные и болезнетворные. Бактерии размножаются простым делением клетки надвое. Деление одной клетки происходит очень быстро – каждые 20 минут. Давайте посчитаем, сколько в организме человека может появиться болезнетворных бактерий через час при попадании всего одной клетки. Выполните задание с помощью рисунка.
  2. Первыми живыми организмами были цианобактерии. К этому подцарству относятся бактерии, способные к фотосинтезу, то есть выделяющие кислород. С их помощью на Земле образовался озоновый слой, защищающий нашу планету от воздействия ультрафиолетовых лучей. Благодаря цианобактериям на Земле появилась жизнь. Но эти же одноклеточные организмы могут и лишить жизни, если к ним относиться небрежно. Как же это происходит?

Почти все водоемы населены цианобактериями. Ими питаются многие водные животных. Однако при создании определенных условий, связанных с деятельностью человека, цианобактерии начинают массово размножаться, что приводит к цветению водоема. Вскоре они начинают отмирать и гнить. В связи с этим из воды исчезает кислород. Вода становится непригодной для жизни многих организмов, в том числе и рыб. Это вы могли заметить дома, если у вас есть аквариум, и вы неправильно за ним ухаживаете.

  1. На уроке мы узнали много нового. Поговорили о том, что важно знать о бактериях, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье планеты. Пусть каждый из вас теперь попробует стать поэтом и напишет небольшой синквейн (на экране слайд).

Ребята по плану пишут синквейн на тему «Здоровье».

Вот примеры получившихся синквейнов у ребят с ОВЗ:

  1. Здоровье.
    Необходимое, укрепляемое.
    Поддерживает, спасает, помогает.
    Здоровье нужно каждому человеку.
    Самочувствие.
  1. Здоровье.
    Хорошее, плохое.
    Крепчает, улучшается, исправляется.
    В хорошем состоянии служит долго.
    Организм.

На таких уроках, где не приходится насильственным путем навязывать понятие «здоровье» и не требовать от детей с ОВЗ сложных запоминаний терминов, ребенок счастлив тем, что информация ему преподносится понятно и доступно с примерами из жизни. А что такое счастье? Как говорит Дэниел Гоулман, «…среди многих биологических изменений, происходящих, когда человек счастлив, отметим повышенную активность в мозговом центре, который подавляет негативные чувства, ус­покаивает переживания, провоцирующие тревожные мыс­ли, и содействует увеличению располагаемой энергии. При этом, однако, не происходит никаких особых изменений в физиологии, за исключением состояния покоя, позволяю­щего организму быстрее оправиться от биологической акти­вации расстраивающих эмоций. Подобная структура обес­печивает организму общий отдых, а также состояние готов­ности и воодушевление, необходимые для выполнения лю­бой насущной задачи и для движения к новым масштабным целям».