Речь и движение – это достижение

Абитова О. А., воспитатель ГБДОУ № 43

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках
пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими 
словами: чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребёнок.
 В. А. Сухомлинский

«Как вы зовётесь по-английски?» – спросил у Чашки Мудрый Краб.
В ответ, поклон отвесив низкий, сказала Чашка: «Кап, кап, кап».

Правда – забавно? Именно пальчиковые игры с такими весёлыми и смешными стишками я включаю в работу с детьми. Ведь не секрет, что у многих детей имеются возрастные проблемы с координацией движения. А если глубже вдуматься в суть этого вопроса, то понимаешь, чтобы научиться писать, рисовать, лепить, клеить, шить, вырезать и т.д. нужна особая координация, которую называют мелкой моторикой. Именно от хорошо развитой мелкой моторики зависит развитие речи ребёнка в целом. Оказывается, природа так устроила мозг человека, что зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной. А значит – речь и движение наиболее эффективно развивают нашего малыша, его умственные и мыслительные способности, что в дальнейшем положительно скажется на учебной деятельности ребёнка, когда игра уже не выходит на первый план в его жизни.

А мы продолжаем играть и память развивать!

К нам зима пришла. Ура! (руки на столе, ладошками вниз, разводим пальцы в стороны);
Мы во двор спешим с утра (пальцы сжаты в кулачок, указательные и средние «бегут» по столу вперед); 
Будем саночки катать (раскрываем правую ладонь и «бегаем» хаотично по ладошке, при повторении игры делаем все в точности также, но уже на левой руке); 
На катке в хоккей играть
(соприкасаемся  подушечками пальцев обеих рук, начиная с больших).

Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить на два месяца раньше своих сверстников.

Возраст детей, с которым я работаю, пять-семь лет. В этом возрасте часто использую традиционные пальчиковые игры разных народов, что помогает значительно обогатить кругозор и знания детей. Например, знакомая всем игра на слова русской народной потешки «Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке, продаёт она орешки (хлопаем ладонями и ударяем кулачками друг о друга попеременно):
Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому (загибаем по одному пальчику, начиная с большого);
Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку (хлопаем ладонями и ударяем кулачками друг о друга попеременно). 

Из практики могу сказать, что пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

  1. Универсальность – можно играть в любом месте, в любое время.
  2. Кратковременность – обычно не более двух или пяти минут.
  3. Активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх.
  4. Невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов.
  5. Наличие множества вариантов одной и той же игры с меняющимися правилами: постепенное усложнение двигательных и мыслительных задач.

Так рассмотрим игру на русскую народную потешку «Сидит белка на тележке»: сначала делаем вместе с воспитателем, повторяя движения и слова, дальше обращаем внимание на запоминание весёлого текста, затем настало время выверить мелкую и четкую работу пальцев рук. Когда координация текста и движения максимально достигнута, можем играть на прогулке, например, уделив одну-полторы минуты перед тем, как отправиться в здание детского сада. Проигрываем эту модель пальчиковой игры в различных режимных моментах или при проведении занятий. Также интересно играть в эту игру в парах: повернувшись друг к другу, дети играют с ладошками соседа. Если один ладони раскрывает, то другой в это время ударяет кулачками, текст обязательно проговаривать (усложнением являются перекрестные движения рук – ладонь и кулачок у одного, и кулачок и ладонь у другого, все делаем с проговариванием текста). На момент перечисления животных по тексту соединяем руки подушечками пальцев и, попеременно приподнимая от большого пальца или от мизинца, играем, проговаривая текст. Концовка проигрывается, как и начало потешки.

Игра в «молчанку» всегда увлекательна: проговариваем слова про себя, жестами проигрываем ритмично всю потешку. Возможен такой же вариант, но в парах.

Сложно, но очень полезно с детьми проводить массаж в парах. В этом модуле креативности у воспитателя нет границ. Можно проигрывать по спине партнера всю потешку с пальчиковой гимнастикой, меняясь местами, а можно рисовать героев потешки на спине друга и, соответственно, узнавать, кого нарисовали. 

Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что ребёнок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развивают речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, координация движений: слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь.  Понравилось? Тогда присоединяйтесь к нам!