Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Романова Л. В., воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ № 25

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного всестороннего развития ребёнка.

В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций.

Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

Сегодня дети замыкаются на телевизорах, компьютерах, становятся менее общительными, более конфликтными, многие не умеют сопереживать, эмоционально поддерживать близкого, выражать чувствами своё настроение. Поэтому в настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу.  

Умение общаться – это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Поэтому в своей педагогической практике мы обратились к театрально-игровой деятельности, так как вовлечение ребенка в общение с окружающими сверстниками и взрослыми позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

В связи с событиями, происходящими в стране, большое внимание в детском саду уделяется нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию детей. Театрализованная деятельность способствует этому, обогащает новыми впечатлениями, позволяет формировать опыт социальных навыков в поведении благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость).

Именно способность ребенка к идентификации себя с полюбившимся образом позволяет нам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на малыша. Кроме того, театрализованная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает развиваться эмоционально и физически, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Как всегда наш учебный год начинается с осеннего утренника. Сценариев много, но выбор пал на произведение К.И. Чуковского. Мы уже показывали эту постановку, но с другими детьми и в другой интерпретации. Замечательная стихотворная сказка о насекомых всегда нравилась  и будет нравиться детям. Почему-то Муха не пригласила Комарика на свои именины, ведь автор описывает появление Комарика следующими словами: «Вдруг откуда-то летит…» Тем не менее, в отличие от перепуганных насмерть гостей, это маленький герой, размером явно меньше паука-злодея, не побоялся вступить с последним в бой и победил его. Сказка о Мухе-Цокотухе заставляет детей сопереживать Мухе, попавшей в сети безжалостного Паука. Сказка учит детей бороться со злом, быть решительными и смелыми, даже если враг сильный и коварный.  Настрой на победу и вера в неё дает даже слабому, но самоотверженному герою дополнительные силы. А для того чтобы тебя уважали, не обязательно быть могучим и сильным — нужно творить добрые поступки и всегда оказывать помощь слабым.

Праздник День матери. Он появился недавно, но уже стал любимым. Ведь мама – самый важный человек в жизни каждого человека, и радовать ее хочется всегда.  История этого праздника начинается еще в Древнем мире. Древние люди считали, что на небесах живут боги, и у богов, так же как у людей, обязательно есть главная богиня — богиня- мать. Без матери не может быть жизни как на небе, так и на земле. Мать надо беречь, относиться к ней с почтением и любовью.

Праздник отмечают во многих странах, но в разное время (в мае — Индия, США, Мексика, Украина, в октябре — Беларусь). Люди поздравляют своих матерей, делают им подарки, выполняют всю домашнюю работу, чтобы они отдохнули, навещают их, если живут далеко. В США и Австралии в честь праздника матери прикалывают на одежду гвоздику.

Пожалуй, нигде не уделяют так много внимания этому   празднику, как в детских садах. Именно в дошкольных учреждениях День матери прижился быстро и существует очень органично, как будто был всегда.

Дети под руководством воспитателей готовят своим мамам трогательные подарки и настоящие праздничные спектакли или концерты, учат стихи и песни. Именно дошкольные работники «продвигают» этот праздник «в люди». И, вполне вероятно, благодаря им скоро вырастет поколение, для которого День матери будет не менее привычным и любимым праздником, чем Международный женский день. И это замечательно! Ведь мамы заслуживают того, чтобы их День праздновали «не для галочки», а от души. Поэтому мы решили показать  маленькую, но очень поучительную сказочку про любовь к мамочке Татьяны Кирюшатовой «Мама заболела».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности в работе с детьми широки:

  • дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии;
  • умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения;
  • процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняет словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный и грамматический строй;
  • театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживает героям разыгрываемых событий.

В настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности среди детей. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театрализованной деятельности.

Если проанализировать использование драматизации на занятиях, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями рук. И хотя они все равно испытывают при этом удовольствие, развивающий эффект оказывается минимальным.

Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов.

  1. Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах), а также на внеречевых средствах игрового «превращения».
  2. Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, рук, походка) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.
  3. Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.
  4. Самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр.

Важным условием успешной работы в данном направлении является создание предметно-развивающей среды. Театральный уголок в нашей группе оснащен разнообразным материалом: книгами, театральными масками и отдельными элементами костюмов, декораций, имеются различные виды театров (би-ба-бо, перчаточный, пальчиковый, теневой, настольный, театр на деревянных палочках, конусный театр, платочный театр).

В нашей группе вся театрализованная деятельность организована так, чтобы она способствовала развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствованию речевых навыков, повышению эмоциональной активности и правильному коммуникативному поведению.

Конечно, в развитии коммуникативности у детей нам помогают родители. Мы проводим беседы, консультации, предлагаем упражнения и игры.

Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер отношений дошкольников в социуме, что поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Список литературы:

  • Жулина Е.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008.
  • Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
  • Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.
  • Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.