Фольклорные традиции в сказках А.С. Пушкина

 Голубева Е.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида

                                                        Сказка – это, иными словами, правда жизни.
Л. С. Сухоруков 

В рамках проекта «Традиций живая нить», посвященного   Году культурного наследия народов России,  в ГБДОУ д/с № 4 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга старшая группа №1 «Аистёнок» вела работу над своим проектом  – «Фольклорные традиции в сказках А.С. Пушкина».

Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей, является Александр Сергеевич Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе  как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых – познакомить с ним ребёнка как можно раньше и сделать его произведения  частью внутреннего мира растущего человека. Когда мы знакомим детей с каким-либо видом творческой деятельности: литературой, музыкой, живописью – это обогащает  их опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.

Цель проекта – формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
  2. Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
  3. Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с понятиями «порок» и «добродетель».
  4. Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
  5. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина.
  6. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
  8. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
  9. Поощрять творческое проявление в играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
  10. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
  11. Побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Дети изучали пушкинские сказки в прекрасно изданных  сборниках. Они учились добру и пониманию того, что любое зло будет наказано. В каждой пушкинской сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё дети учились  любить и ценить прекрасный родной русский язык – ведь  каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Воспитанники заучивали стихотворные отрывки: «Ветер по морю гуляет», «Ель растет перед дворцом», «Свет мой зеркальце, скажи». Такая работа формирует высокий  интерес к театрализации сказок. Поэтому мы взялись за теневой театр и  разыграли «Сказку о рыбаке и рыбке», родители принимали активное участие в создании атрибутов для театра. Такая работа в системе  способствует  развитию памяти и  речи.

В группе с детьми  мы беседовали о жизни Александра Сергеевича, о его увлечении сказками; читая и обсуждая «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о мертвой царевне»,  говорили о зависти и злости, а «Сказка о рыбаке и рыбке» заставила размышлять о жадности: «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта». Сказки Пушкина в доступной, интересной форме объясняют детям, что такое хорошо и что такое плохо.

Ребята вместе с родителями приняли участие в  исследовательской работе –  изучали  жизнь А. С. Пушкина («Первые книги», «Откуда брались сказки»), составляли словарь устаревших слов из его сказок.

За время работы над проектом педагогами, детьми и родителями было создано множество замечательных поделок, также дети много  рисовали. Золотую рыбку делали и из пластилина, и  из природного материала, все вместе выполняли  композиции «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт…» и «У лукоморья дуб зелёный…». Детские работы украсили группу. Расcматривая их,  ребята делились своими впечатлениями, мнениями и эмоциями. Потом они забрали свои работы, подарили близким и родным.

По сказкам  Пушкина педагоги подобрали дидактический материал: «Угадай сказку по иллюстрации», «Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина» и т.д.

В процессе реализации проекта в группе проходили экскурсии и маршруты выходного дня. Например, ребята посетили игровое  мероприятие «Путешествие в Лукоморье» в детской библиотеке на Кадетском бульваре, цель  которого – воспитание интереса к детской книге на сказках А.С. Пушкина. Дети с большим удовольствием участвовали в викторине,  которая оставила яркое впечатление – участие в ней для ребят  было интересным и по-настоящему дружным.

Родители воспитанников принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта, участвовали в мастер-классах, посещали маршруты выходного дня, экскурсии, связанные с Пушкинскими местами.                   

Все дети группы познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками,  участвовали в продуктивной деятельности по его произведениям.  

Работа по изучению фольклорных традиций по произведениям А.С.Пушкина продолжена и будет вестись в течение года.