Социально-коммуникативное развитие детей через театрализованную деятельность

Злобина В.В., воспитатель ГБДОУ № 12

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище,
быть может, и не стоило бы класть в него столько труда.
Но театр есть искусство отражать жизнь.
Константин Станиславский

Современное общество предъявляет все более высокие требования к социально-коммуникативной деятельности личности.  Итак, что же такое социально-коммуникативное развитие личности?

Социально-коммуникативное развитие – это  «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».  Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Основная цель социально-коммуникативного развития –  приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей. Дошкольный возраст – уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.

Таким образом, вопрос развития коммуникативных качеств у дошкольников актуален, и эффективный путь решения данного вопроса –   организация театрализованной деятельности.

    А каково же значение театрализованной деятельности в жизни ребенка?

Значение театрализованной деятельности:

  • формирует правильную модель поведения в современном мире;
  • повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям;
  • знакомит с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями;
  • дает элементарные представления о видах театра;
  • совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению;
  • способствует развитию игрового поведения, эстетического вкуса, умения общаться со сверстниками и взрослыми, сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
  • развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Кроме того театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).     

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Родители оказывают помощь в создании атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для  установления взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности  я использую разнообразные формы работы: беседы, консультации, рекомендации. Также в своей работе я использую различные виды театра: кукольный, плоскостной, би-ба-бо, перчаточный, театр на ложках, магнитный, пальчиковый – многое из  этого  сделано совместно с родителями и детьми.

Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.