Курс «Основы религиозных культур и светской этики» – требование времени

Коноплева О.А., учитель начальных классов ГБОУ школа-интернат № 8

Хорошее употребление времени делает время ещё более драгоценным
Ж.Ж.Руссо

Время всегда предъявляет определённые требования: к человеку, к обществу, к тем инструментам, которые позволяют воспитывать подрастающее поколение.  ХХI век привнёс в нашу жизнь множество изменений по сравнению с веком прошлым. Давайте сравним, как воспитывались мы и как воспитываются (и воспитываются ли вообще) современные дети.

Задумавшись над этим вопросом, я невольно вспомнила своё детство, когда каждый наш новый день начинался с того, что мы слушали гимн страны. Придя в школу, ещё до начала уроков  мы обсуждали новости вместе с учителем, поэтому  всегда были в курсе событий, происходящих в нашей стране и мире. Затем мы строили  планы на текущий день. За каждым классом был закреплён определённый перечень задач. После уроков мы с удовольствием шли к ветеранам, которые нуждались в нашей помощи. Мы с нетерпением ждали этого момента, так как нам нравилось осознавать, что мы можем кому-то помочь. Я помню, как во время работы мы радовались, смеялись, пели песни, ведь для нас помощь ближнему была нормой, неотъемлемой частью нашей жизни.  На классные часы к нам часто приходили участники Великой Отечественной войны, наши безусловные герои, те, на кого нам хотелось походить. Кроме того, мы поимённо знали пионеров-героев, знали историю каждого.

По выходным мы собирались у кого-то из одноклассников,  и все вместе смотрели телепередачу «В гостях у сказки».  Один раз в год в школе был праздник, на котором мы должны были представить одну из республик. К этому дню мы шили национальные костюмы, готовили традиционные блюда, учили песни.  Всю эту подготовку мы проводили вместе с родителями, которые потом с гордостью смотрели на нас во время выступления.  Таким образом  мы приобщались к культуре народов  своей страны. Это было великолепное время, которое отложило отпечаток на всю мою жизнь

Прошли годы…  Тимуровские команды «ушли» из жизни нашего общества. Вместо добрых и поучительных мультфильмов стали популярными  «Бэтмен»  и «Человек-паук», а вместо патриотических книг вышли в свет «Вредные советы». Многие телевизионные каналы стали транслировать агрессию. Появилось огромное количество гаджетов, а следствием этого – «экранная» зависимость не только детей, но и взрослых. Стали исчезать семейные традиции, изменились взгляды на понятие семьи, на воспитание детей. Многие семьи стали больше напоминать людей, которые живут под одной крышей, не имея при этом ничего общего, плохо знающие друг друга. В современном мире доминируют материальные ценности над духовными, у детей искажены понятия о добре, справедливости, отзывчивости, великодушии, милосердии и патриотизме. Возрос уровень детской агрессии и жестокости.  Современное поколение не знает понятия героя, на которого можно было бы равняться. Истинные духовные ценности, национальные и культурные утрачены.  А ведь ещё В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, то их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств».

Поэтому именно сейчас актуальной проблемой педагогики является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, назрела необходимость возрождать человеческое самосознание, которое находит своё выражение в мыслях, словах и поступках. Настало время возрождать духовные ценности и традиции, ведь без глубокого изучения богатства своего народа невозможно воспитание человека. Важно, чтобы подрастающее поколение могло брать пример с героев прошлого и настоящего. Именно сейчас необходимо формировать  в детях основы  достойного поведения, воспитывать духовно-нравственные качества. Важно знать историю своей страны, её  культуру, а также изучать обычаи и  культурные традиции других народов.

Мне очень понравилась фраза, в которой  курс ОРКСЭ называют «прививкой нравственности». Именно эта прививка необходима нашему  обществу сегодня. Именно сейчас нам необходим всеобщий «иммунитет», который поможет выработать у подрастающего поколения «антитела», способные противостоять злобе и жестокости.  Именно эта «вакцина» поможет нам сохранить прошлое и преумножить будущее, ведь целью учебного курса ОРКСЭ является следующее: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрения.

Задачи ОРКСЭ:

  • знакомить  обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • формировать представление о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
  • развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • формировать ценностно-смысловые ориентиры, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры;
  • развивать  способности младших школьников к общению в  многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс  ОРКСЭ состоит из 6 модулей. Важно отметить, что содержание всех модулей курса осуществляется вокруг  трёх важнейших базовых ценностей: Отечество, семья и культурные традиции. Немаловажным является и  то, что школьники, обучающиеся по одному модулю, получат общие сведения о других модулях.