Особенности формирования начальных представлений об истории и культуре своей Родины у детей младшего дошкольного возраста

Мичкова Н.М., воспитатель ГБДОУ № 27
Шутова Ю.Г., воспитатель ГБДОУ № 27

Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, можно сказать, что это период закладки фундамента личности. Из чего же состоит этот фундамент? Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции и культуру, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость и причастность к своей стране, богатой славным прошлым и настоящим. Ребенок осваивает это в процессе взаимодействия, подражая взрослому.

Цель такой работы – развитие у детей младшего дошкольного возраста интереса к народной культуре через ознакомление с народными традициями, некоторыми видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, народными играми.

Задачи:

  • создать условия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через использование фольклора (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);
  • создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту; обогащать словарь детей через народные сказки, присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры; формировать умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
  • пробуждать интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю, русской национальной культуре, народному творчеству, предметам русского быта, народным играм, игрушкам, народным промыслам.

В работе с детьми мы используем разнообразные методы и приёмы, позволяющие увлечь детей, способствующие развитию любознательности. Мы стремимся сделать работу с детьми познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. Для этого используем:

  • наглядный метод – демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий;
  • словесный метод – чтение, заучивание наизусть, рассказывание;
  • практический метод – упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий;
  • игровой метод – игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные и хороводные игры.

Знакомство с народной культурой должно носить обязательно живой, неформальный характер. С детьми младшего возраста это режимные моменты, ситуационное общение, игры, театрализация, чтение художественной литературы.

Приобщение детей к культурному наследию происходит, прежде всего, через устное народное творчество. Использование фольклорных форм: сказок, песен, частушек, потешек, пословиц и поговорок – помогают развить не только пассивный, но и активный словарь детей и закладывают первые представления о культуре русского народа.

Русские народные сказки, с которыми ребенок впервые встречается, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Русские народные сказки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают.

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Через театрализованное действие лучше воспринимаются поступки героев, окружающий мир.

Художественное народное искусство воспитывает в детях чувство прекрасного. Мотивы русского народного творчества – дымковской, городецкой, хохломской росписи позволяют развивать у детей интерес, художественное и эстетическое восприятие. Рассматривание и игры с народными игрушками помогают ребёнку окунуться в прошлое, как в сказку.

В системе работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры неотъемлемой частью являются русские народные подвижные игры. В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этим играм. Хороводные игры основаны на соединении песни с движением. Эти игры помогают малышам научиться выполнять простейшие движения, развивать координацию, пополняют словарный запас. Хороводная игра сплачивает, сближает детей.

Принимая участие в таких народных праздниках, как Рождество, Масленица, Пасха, дети узнают о традициях и обрядах русского народа. На Пасху детям нравится обмениваться игрушечными раскрашенными яйцами, играть с ними в игры «Катание по столу», «Донеси, не урони». Рождественские колядки понятны детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжать кукол и наряжаться самим, а потом ходить по группам, петь и принимать угощения.

Народная музыка во всей красоте показывает звучание народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей начинаем с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети с огромным интересом рассматривают их, берут в руки, пробуя звучание.

В этом году нами проводилась работа по приобщению детей к народной культуре через различные формы народного творчества на доступном для малышей материале.

Беседы с детьми проводились ситуационно или как часть образовательной деятельности.

  • Беседа «Русская народная культура». Цель: знакомство с игрушками народных мастеров, с народными музыкальными инструментами, с народно-прикладным искусством.
  • Беседа «Быт русского народа». Цель: дать элементарные представления о русской избе, вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, люлька), обогатить словарь детей новыми словами.
  • Беседа «Масленичная неделя». Цель: познакомить детей с традициями русского народа; дать представление о празднике Масленицы (проводы зимы, игры, встреча весны, выпечка блинов).
    Беседа «Русские народные сказки». Цель: формировать у детей понятие о таком жанре русского народного творчества, учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
  • Беседа «Русская народная игрушка» (игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки – свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т.д.). Цель: приобщение к русскому народному искусству; расширение представлений о том, во что играли наши бабушки и дедушки.
  • Беседа «Народные промыслы». Цель: дать первоначальные представления о русских ремеслах и промыслах, развивать эстетическое восприятие и вкус, воспитывать интерес к народной игрушке.
  • Беседа «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, бубен.

Рассматривание альбомов, иллюстраций «Дымковская игрушка», «Разные матрешки», «Народные инструменты», «Предметы быта», «Герои сказок», «Предметы народного быта в народных сказках».

Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Ладушки» и др. (подобрана картотека игр).

В режимных моментах старались использовать потешки, прибаутки (подобрана тематическая картотека: «Одеваемся с потешкой», «Умываемся с потешкой», «Просыпаемся с потешкой», «Потешки-утешалки», «Физкультминутки»).

Дидактические игры: «Что изменилось?», «Один – много», «Собери матрёшку», «Чудесный мешочек», «Предмет из сказки».

Занятие «Знакомство с матрешкой». Цель: познакомить детей с игрушкой, развитие сенсорных эталонов, развитие речи. Дидактические игры: «Что делает матрешка?», «Где спряталась матрёшка?» (на закрепление понятий «на», «под», «за» и др.), «По порядку становись» (сравнивать матрёшек по высоте, величине; порядковый счёт).

 В нашей группе мы с детьми рассматривали народные инструменты (бубен, ложки, дудочка, колокольчик) и играли на них. Использовали также народные куклы (матрешки, пеленашки, столбушки), а ещё свистульки, глиняные игрушки, деревянные, из соломы и других материалов.

Мы используем народное творчество в развитии художественного слова – это стишки, прибаутки, заклички, сказки и многое другое, например, «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока», «Еду-еду к бабе, к деду», «Тили-бом! Тили-бом!», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке» и т.д. Помогают нам и аудиозаписи, под которые так хорошо заниматься художественным творчеством: рисованием или пластилинографией, аппликацией или вырезанием героев народных сказок.

Помогает нам в работе и использование различных видов театра: резиновой игрушки, пальчиковый, би-ба-бо, настольный, книжка-театр, ролевой театр-драматизация. Мы используем сюжеты из русских народных сказок или потешек.

Наши ребята любят русские народные подвижные и хороводные игры, картотеку по которым мы сделали в группе.

Таким образом, комплексная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты:

  • у детей появились начальные представления о культуре русского народа: традициях, игрушках, сказках;
  • обогатился словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, поговорки, народные сказки и песни);
  • у детей интенсивнее развивались двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
  • также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости;
  • стали более развиты коммуникативные навыки.