Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников

Митрофанова С.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 4

Сказка неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без которых
немыслимо благородство души. Благодаря
сказке ребёнок познаёт мир не только умом,
но и сердцем.
В. А. Сухомлинский

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Под влиянием бесконтрольного просмотра современных  иностранных  мультфильмов у детей искажены представления о  нравственных качествах:  добре, милосердии, справедливости. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров.

Одним из эффективных средств нравственного воспитания является сказка как могучее, действенное средство для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов.

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло.

Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них –  зло.

Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современной жизни наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа, его обычаев.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Залог патриотизма — это эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.

Дошкольный возраст — возраст сказки. В этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают
И родную страну познают!

Сказки — это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям многие  морально-нравственные аспекты:

  • добро побеждает зло («Золушка»);
  • дружба всё преодолеет («Теремок»);
  • трудолюбие и взаимопомощь – залог успеха («Репка»);
  • победить зло помогают уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди»);
  • учат переживать за героев, на долю которых выпали испытания («Царевна-лягушка»);
  • помогают понять хитрость и обман («Лиса и Журавль»);
  • высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»);
  • вызывают интерес к жизни и подвигам русских былинных богатырей («Илья Муромец», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змей»).

Сказка помогает формировать понятие единства всех живущих на земле людей, воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. Сказка не даёт прямых наставлений детям («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания. Но всё кончается благополучно благодаря чуду. Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна – это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребёнка сказочной  форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у детей сильно развит процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны,  сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть  проблемы и переживания, а  другой стороны, ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок сравнивает себя с положительным героем.

Сказка — это рассказ об отношениях людей между собой, людей с природой, с животным миром. Эти отношения имеют чёткую моральную направленность. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребёнка.

У детей в детском саду большой популярностью пользуются сказки-драматизации с использованием кукол. Дети начинают разыгрывать сказочное представление с любимым сюжетом и разными персонажами. Использование кукол помогает в развитии саморегуляции и самоуправления, даёт возможность побывать в роли персонажа, прочувствовать эмоции, которые сопровождают поступки  героя. Сказки-драматизации стимулируют развитие творческой активности, самостоятельности, вызывают активный интерес, увлекают детей. А значит,  все пережитые чувства, знания и навыки не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.

На протяжении многих веков сказка была мудрым воспитателем ребёнка. И сегодня сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы, патриотизм, эстетические идеалы. Поэтому сказка должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ. Ни для кого не секрет, что дети ссорятся, жадничают, злятся. Такие чувства делают их некрасивыми, неприятными для окружающих. Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации. С помощью сказочных персонажей возможно научить ребёнка быть добрым, привлекательным, аккуратным, отзывчивым, привить нравственно-патриотические качества.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка — это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать тёплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду.