Рефлексия – неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка

Ананькина М. А., учитель начальных классов ГБОУ школы № 460

… довольно раннее возникновение человеческой способности к рефлексии явилось из болезненных последствий жестоких эмоциональных потрясений.
Нет сомнения в том, что шок эмоционального опыта часто необходим, чтобы заставить людей проснуться и обратить внимание на то, что они делают.
Карл Густав Юнг

Мы живем в такое время, когда отношение человека ко всему меняется. Изменяемся мы, следовательно, изменяются и наши дети. Есть такое высказывание: «Мир меняется – и мы меняемся вместе с ним». Хочу не согласиться, высказав свою точку зрения. Мне кажется, что в первую очередь меняемся мы, и в процессе этого изменения и меняем свой мир. То, что имеют люди сегодня – благодаря человеку, а не миру. Все изменения происходят из-за того, что человек переосмысливает, исправляет ошибки предыдущих поколений, стремится познать больше, улучшиться, анализируя и сопоставляя все, что было раньше и сейчас. Иными словами, человек рефлексирует. Веду к тому, что все начинается с нас, со взрослых людей. Дети будут впитывать то видение мира, которое мы им преподносим, и будут дальше идти по жизни с тем, что мы в них вложили.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – это перенос внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности. Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

Очень важно вкладывать в ребенка все самые необходимые качества еще с раннего детства, развивать в нем духовно-нравственную личность. Духовность – то, что мы переживаем в себе, то, что исходит изнутри, то, что мы показываем через свое отношение к окружающему миру. Нравственность – это моральные качества человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. В этом выборе взрослый человек играет самую главную и важную роль! И как в этом деле велико значение семьи!

 Но не во всех семьях, к сожалению, это получается, и неизбежно ответственность ложится на школу. Во многих школах России есть волшебный предмет – ОРКСЭ, на котором дети могут все нужные нравственные качества в себе развивать, изменять и совершенствовать. Учитель, как наставник, направляет детей в духовном и нравственном аспекте. Часто в 4-ом классе дети задают вопрос: «Зачем нам этот предмет нужен?», потому что не понимают, чего от них хотят. И вот с попытки понять, для чего нужно духовное развитие, начинается совершенствование ребенка как личности. Мы стараемся через разные приемы и способы введения материала донести до детей основы духовности, культуры, морали и нравственности. Этим целям подчинено всё на уроке, всё работает на формирование нравственной личности: решая задачи урока, все дети вместе и каждый по отдельности проходят свой путь нравственного становления. Весь педагогический инструментарий работает на это, включая исследовательскую деятельность на уроке и анализ материала. В конце занятия мы проводим этап рефлексии, то есть возвращаемся к началу урока, уже переосмыслив пройденный материл, выясняем, как у детей изменилось отношение к проблеме урока, что они поняли за урок, что для них оказалось новым и где можно применить полученные знания. Так дети на этапе рефлексии переосмысливают свой внутренний мир, свои поступки, свои слова, включают связь причин и следствий. А уже нравственная рефлексия позволяет детям присваивать себе этот опыт, выделяя трудности, пройденные на уроке, и менять отношение к окружающему миру. Полученный опыт неизбежно рано или поздно они обязательно применят в своей жизни.

С нравственной рефлексии начинается осознанное нравственное поведение детей. Одна из главных задач ОРКСЭ – это обучение нравственной рефлексии. Нравственная рефлексия – важнейшее умение, приобретённое младшим школьником, способствующее в том числе развитию познавательного интереса и критического мышления.