Функция коррекции в игре

Бастрикова О. С., педагог-психолог ГБОУ школы-интерната № 67

Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры

Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для  гармоничного развития и социализации.

Естественное включение игры в учебную деятельность младших школьников преемственно связывает игровые технологии с общепедагогическими. И те, и другие, направленно используемые в обучении и развитии младших школьников, раскрываются в системе методически сформулированных процедур, подчиненных определенному дидактическому обоснованию.

Игровые технологии, дополняющие учебные и имеющие с ними общие признаки, реализуют уже не ведущую, а ведомую деятельность младших школьников. В сочетании с ведущей они составляют единое направление педагогической работы, ставящей своей целью овладение учебной деятельностью и несущей в себе различные функции, такие как компенсаторная, профилактическая и развивающая.

Все функции игровых технологий ставят своей задачей профилактику и коррекцию интеллектуального развития, что является приоритетно значимым для формирования учебной деятельности младших школьников. Многозначность, многофункциональность игровых технологий, используемых в работе как с дошкольниками, так и с младшими школьниками, состоит также в том, что их диагностические возможности позволяют наблюдать процесс овладения учебной деятельностью не только в условиях выполнения школьниками определенных учебных заданий, но и в играх.

Игры с некоторыми изменениями, вызванными необходимостью их соотнесения с программой формирования общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность младших школьников, заимствованы у разных авторов: А. Бондаренко, А. Барташников и И. А. Барташникова, Е. А. Катаева и Е. А. Стребелева и др.

Конкретную роль игровых технологий в профилактике, формировании учебной деятельности младших школьников и коррекции ее недостатков иллюстрируют примеры игр, объединяющих в определенных методических решениях дошкольное и школьное детство.

Например:

Найди свою пару

Цель игры: помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации предметов (по заданному основанию), самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например, два красных, два оранжевых, два желтых) и бубен.

Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару — того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.

Положи куда надо

Цель игры: помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации изображений предметов (по заданному основанию), самоконтроля.

Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами — кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красного, синего, желтого). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.

Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить «куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?» Правильный ответ одобряется, неправильный предлагается обдумать и исправить.

Отгадай загадку

Цель игры: помощь детям в овладении умениями слушания, обобщения, самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; «Два брюшка, четыре ушка» и т.д.).

Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чем или о ком идет речь. Неправильные ответы разбираются.

Промежуточное положение между игрой и учебной деятельностью занимают действия детей с рабочей тетрадью — дидактическим пособием.

Эта работа предусматривает укрепление осмысленности и самостоятельности действий детей при обращении к текстам тетради, сопровождаемым рисунками и схемами.

Особое значение использования этого пособия состоит в возможности оказать ребенку существенную помощь при овладении словесно-логическим мышлением с одновременной опорой на наглядно-образное (художественное) мышление.