Мини-музей Хлеба

Петрова С. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Садовская Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42

Год 2022 объявлен в России Годом культурного наследия. Мы,  воспитатели детского сада «Белый парус»,  посчитали, что наши воспитанники в меру своего возраста должны знать о традициях наших предков. Тема для знакомства детей с тем, как жили раньше люди, была выбрана самая понятная для них: откуда на столе хлеб? Для более доступного восприятия с помощью сотрудников образовательного учреждения, воспитанников и активных родителей был создан мини-музей хлеба. С детьми была проведена огромная предварительная работа: беседы, чтение  художественной литературы, просмотр видео и мультфильмов, досуг о хлебе, лепка из солёного теста. Родители тоже не остались в стороне: предоставили много экспонатов, сделанных своими руками (макеты мельницы, печки, домового и Бабы-Яги, вязаные хлебобулочные изделия). А мама одного воспитанника испекла для нас целый каравай!

Экскурсия в музей  началась с загадки:

Мягкий, пышный и душистый,
С корочкою золотистой,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.

Ребята, не задумываясь, сразу ответили: хлеб!

Дальнейший рассказ о хлебе проходил в форме беседы с детьми. Экспонаты мини-музея помогли сделать понятной и интересной для малышей информацию о том, как наши бабушки и дедушки растили хлеб, какие орудия труда применялись при этом, как из маленького зернышка получалась мука, а затем выпекался хлеб.

В музее представлены образцы злаковых культур, коллекции колосьев, а также фотографии, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Рядом представлены фото орудий ручного сельскохозяйственного труда, связанные с уборкой и обработкой зерна:  плуг, соха, коса, цеп, грабли, серп, рогатина. 

А чтобы было понятно, как из зерна получается мука, воспитатели продемонстрировали детям, как в ступе зерно перетирается в муку, из которой потом выпекаются хлебобулочные изделия. Дети с чувством восхищения наблюдали, как овес и пшеница превращаются в муку, как из зерен овса получается овсяная мука, из зерен пшеницы – пшеничная мука, из зерен ржи – ржаная мука. Они с интересом рассматривали колоски ржи и пшеницы, сравнивали их между собой. Среди экспонатов мини-музея находятся и прозрачные баночки с мукой, с крупами из ржи, пшеницы, ячменя. Кроме того, декоративным украшением музея могут стать работы детей и педагогов из соленого теста.

После знакомства с музеем и рассказа о том, как появляется хлеб на наших столах, ребята согласились с выводом воспитателей: хлеб – главное богатство на все времена, и чтобы вырастить урожай зерновых, надо много трудиться, любить родную землю, беречь её и ценить труд хлебороба.