Особенности обучения английскому языку младших школьников

Байрамова Р.С., учитель английского языка ГБОУ школа № 335

С недавних пор иностранные языки в начальной школе — обязательное явление уже со второго класса. ФГОС диктует требования к работе с детьми нового поколения, в том числе к обучению иностранным языкам учеников младшего школьного возраста.

В начальной школе отбор содержания обучения  иностранному языку  происходит в соответствии с присущими младшим школьникам интересами, с учетом их реальной потребности в интеллектуальной и практической сферах. На начальном этапе перед учителем ставится задача –  создать у учеников основу коммуникативной компетенции, поэтому все компоненты содержания следует минимизировать. При этом основное требование к отобранному минимуму – социальная приемлемость и коммуникативная достаточность материала к условиям обучения в младших классах.

В этот период предполагается предоставить ученикам такое содержание обучения, которое послужит надежным фундаментом для изучения иностранного языка  в средней школе. Отбирая содержание обучения, следует  исходить  из условий реального применения школьниками иностранного языка. Здесь значимая роль отводится межпредметным связям, которые обеспечивают перенос знаний и навыков из других предметов и наоборот. Так, курс можно насытить значимой и интересной для младших школьников информацией о странах, различных видах деятельности: трудовой, музыкальной, изобразительной. При этом расширяется сфера практического применения иностранного языка.

Предметной стороной содержания обучения является: о чем слушать, говорить, писать, читать. Она отражает типичные сферы общения детей младшего школьного возраста – игровую, учебно-трудовую, социально-бытовую, социально-культурную. Общение детей строится в рамках тематики ситуаций обозначенных сфер:

  1. Игровая – интересные и любимые игры.
  2. Учебно-трудовая – школа, предметы и расписание уроков, каникулы, распорядок дня.
  3. Социально-бытовая – дом и домашние обязанности, самочувствие, друзья и взаимоотношения с ними, еда, покупки в магазине, животные и отношение к ним, домашние питомцы.
  4. Социально-культурная – город и достопримечательности, путешествия, транспорт, экскурсии, правила дорожного движения, спорт, увлечения, времена года и природа, погода, сказочные и мультипликационные герои, стихи, песни, поделки, праздники, традиции и обычаи.

Обучение иностранному языку  в качестве средства межкультурной коммуникации предполагает наличие в содержании обучения страноведческих и лингвострановедческих знаний, умений и навыков. Они необходимы для понимания аутентичных текстов и общения с носителями языка. Поэтому в содержание обучения должны входить:

  1. Знание учеников: имен собственных, страны, чей язык изучается, ее расположения, некоторых достопримечательностей столицы, природно-климатических особенностей этой страны, названий наиболее типичных для нее растений и животных, государственной символики, некоторых исторических фактов, детского фольклора.
  2. Умение: сравнивать обычаи, например, празднования дня рождения, Нового года в своей стране и в той, чей язык изучается, употреблять в конкретных ситуациях формулы речевого этикета, играть в игры детей, проживающих в стране изучаемого языка.

Таким образом, на  начальном обучении предмету рассматривается круг тем, которые касаются особенностей жизни и быта школьников родной страны и страны изучаемого языка

Процесс обучения иностранному языку с самого начала позволяет учащимся овладеть общеучебными умениями и навыками, которые включены в содержание обучения предмету. Их формирование помогает ученикам адаптироваться к условиям школы, включиться в учебную деятельность. Во время непосредственной формы общения (говорить и слушать) у учащихся развиваются:

  1. Навыки и умения организации учебной деятельности, а именно: слушать собеседника и учителя (аудитивное внимание); работать в разных режимах (в группе, в паре, индивидуально), взаимодействовать; контролировать и оценивать  действия как свои, так и товарищей.
  2. Навыки и умения интеллектуальных процессов, а именно: наблюдение за языковыми явлениями в речи говорящего, воспринимаемой на слух; сравнение языковых явлений иностранного и родного языка; распознавание и распределение языковых явлений и слов в иностранном языке, к примеру, обозначения предметов, имена собственные, обозначения действий и т.д.; выделение главного при восприятии на слух.
  3. Навыки и умения речевой направленности, а именно: планирование высказывания на основе вербальной установки учителя, смысловых опор в виде предметной и иллюстративной наглядности; соблюдение культуры общения в неречевом и речевом обращении к собеседнику, адекватной реакции, употреблении этикетных форм общения; выражение своей мысли при помощи ограниченного по сравнению с родным языком словарного запаса.

Учитывая все эти и другие особенности развития младших школьников, учитель способствует формированию  различных навыков и умений, например: читать вслух выразительно и с правильной интонацией, узнавать в графической форме устные образы слов, читать про себя, выделяя основное и ориентируясь в читаемом, пользоваться словарем, догадываться по аналогии с родным языком, словообразовательным элементам, контексту о значении неизвестных слов, сравнивать написанное с образцом письма, выписывать ключевые слова, составлять план прочитанного.

Учителю на уроках английского языка в младших классах следует соблюдать те немногие условия для получения положительных результатов:

  1. Тщательный отбор ситуаций.
  2. Участие каждого в процессе общения.
  3. Создание благоприятных условий для общения.
  4. Новизна.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься английским?

Прежде всего, нужно доброжелательно поговорить с ребёнком и выяснить, чем именно вызвано его нежелание. Основных причин две: 1) заниматься английским ребёнку неинтересно и 2) заниматься английским ему трудно.

Чтобы понять,  как преподавать английский язык в младших классах средней школы необходимо определить особенности преподавания английского языка учащимися младших классов; изучить роль игр на начальном этапе обучения английскому языку; изучить основные методы обучения английскому языку младших школьников; проанализировать  учебники  и весь УМК,  ознакомиться  с  опытом учителей.

Родителям также отводиться немаловажная роль в процессе обучения. На начальных этапах обучения английскому языку они могут помочь не только закрепить материал уроков дома, но и активизировать его.

Если у ребёнка нет интереса к английскому языку, необходимо постараться заинтересовать его с помощью обучающих мультфильмов, компьютерных программ, специальных детских сайтов об изучении английского языка.

В завершение хочется пожелать коллегам успехов в обучении юных первооткрывателей большого мира английского языка.