Адвахова М.Н.: Путь педагога…  какой он?

Адвахова М.Н. учитель математики ГБОУ лицея № 408

Передо мной лист, на котором всего два слова – «молодой учитель». Память услужливо подкидывает воспоминания, возвращает в недавнее прошлое. Я словно сторонний наблюдатель, которому предложили посмотреть фильм с Мариной Адваховой в главной роли. Простите, уже не Мариной, но Мариной Николаевной. Осталось определиться с жанром: это будет комедия или трагедия?

Люблю фильмы про учителей. Помните, как учитель первый раз входит в класс? Идеально одетый, с подготовленным конспектом, взволнованный и в то же время радостный, ждущий магии урока. Но результат не всегда совпадает с ожиданием. И вот тут начинается самое интересное. Но давайте по порядку.

Ни для кого не секрет, что учитель – профессия непростая. Но обмен энергией между учеником и учителем, сам процесс общения и взаимодействия, видение результатов работы дают стимул к дальнейшим действиям, развитию.

Именно это, как и любовь к детям и делу, помогает встать с постели после ночной проверки работ и выложиться на все сто. И тут же вспоминаю, как я проверяла первые работы. На проверку стопки контрольных я могла потратить 5 часов. А ведь дальше предстояло продумать работу над ошибками, не говоря об анализе, которого ждал завуч. Почему в университете никто не говорит об огромном массиве бумажной работы, которую выполняет учитель?! Но вернемся к сцене первой, в которой, по заветам Е. Н. Ильина, утром учитель,  несмотря ни на что, входит в класс, покоряет всех своим артистизмом, оставив заботы за дверью. Вот только вечер вновь проведен за конспектами и подготовкой. Мечты о сне – вот главные мечты молодого педагога.

А вот и новая картинка прилетела. После практики мы уже знаем, что работа учителя заключается не только в подготовке конспектов и проверке тетрадей, но и в масштабной работе с родителями, неуспевающими. И эта буря эмоций порой недовольных родителей (часто тем фактом, что педагог молодой и неопытный, по их мнению), претензий, а иногда и чересчур пристального внимания учеников (особенно повезет, если  начать  работу в школе  со старших классов!)  обрушивается на молодого специалиста с новой силой. А ведь еще не стоит забывать о необходимости выстраивать отношения с администрацией, коллективом. Ты новенький  – и тебя рассматривают в увеличительное стекло.

И вот тут мне повезло. У меня не было наставника, но руководитель методического объединения часто приходила ко мне на уроки, помогала улучшить структуру урока, не поучала, но наставляла, отмечала удачные моменты и тем самым дала мне опору и шанс стать сильнее. Не всем моим одногруппникам так повезло: я знаю тех, кого так «заучили», что не осталось ничего своего и пришлось уйти из школы.

Путь…  Путь педагога. Какой он? У каждого, наверное, был любимый учитель. У меня тоже был и есть. Его умением  объяснять, держать дисциплину, понять твое состояние с одного взгляда я восхищалась. И был период времени, когда я стремилась ему подражать. Но с каждым днем становилось все яснее, что у каждого свой особый путь. И сейчас, мне кажется, я уже иду по твердой дороге.

Но вернемся к нашему сценарию. Подглядим немного. Вот школа принимает решение о переходе на новый УМК. Прекрасно! Так держать! Осталось только написать программу. Мне. Это был стресс. Были пройдены все стадии: отрицание, гнев, принятие и несколько месяцев без сна  в процессе её  создания. Тогда я поняла, что шутки про выгорание совсем не шутки.

Память услужливо подсовывает еще одно воспоминание – момент распределения нагрузки. Ты твердо уверена, что 20 часов тебе хватит. Но не тут-то было! Допы,  консультации, надомное и ты уже одарена 27-ю, 29-ю часами и с трудом представляешь, когда же жить.

Остановись мгновение! Я шла в школу сеять вечное, доброе, так почему же я то пишу докладные и объяснительные, то трачу большую часть времени на заполнение отчетов. Кажется, наш фильм все же трагедия…

Но нет! Вот адаптация пройдена. Ты словно прошел курс молодого бойца. Броня наращена, проверка работ отточена, схема урока имеется. И вот тут точка твоего роста: становится важным сделать урок не просто эффективным, но еще и полезным, с капелькой доброты и акцентом на взаимовыручку. Очередная встреча с коллегами заряжает новыми идеями. Ты замечаешь, что стал более организованным и дисциплинированным человеком, стал лучше разбираться в людях, умеешь принимать детей такими, какие они есть.

Это просто жизнь. Жизнь со взлетами и падениями. Но жизнь счастливая, потому что ты каждый день видишь десятки смеющихся лиц своих учеников, с которыми  вместе растёшь и ты.