Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ в рамках реализации экологических проектов

Никитенко Е. Б., заведующий ГБДОУ № 16
Лощинская И. В., старший воспитатель ГБДОУ № 16

ГБДОУ №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга уже на протяжении многих лет имеет приоритетное направление – экологическое образование детей и воспитывающих их взрослых. Экологическое образование является той составляющей комплексного процесса обучения, воспитания и развития, которая нацелена на вооружение детей дошкольного возраста необходимым багажом знаний, умений и навыков для природоохранной деятельности.

Экологические проекты в ДОУ являются эффективным методом обучения дошкольников. Данный метод содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей, так как самостоятельный поиск информации, применение метода проб и ошибок дают положительные результаты.

Ежегодно на заседаниях педагогического совета детского сада выбирается приоритетная экологическая тема работы на год, например, «Вода», «Мусор», «Здоровье», «Ресурсо- и энергосбережение». За это время были реализованы такие проекты как…

Проект «ЭКОтропинки» включен в Программу развития ДОУ. В него входят такие формы работы как: создание эко-агитбригады, выпуск листовок и газет, разнообразные экологические акции, флеш-мобы на природе, организация экскурсий, создание инновационных продуктов, авторских игр, макетов и другое.

Проект «Оглянись, осознай, сбереги…» создан для пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности в ДОУ; способствует формированию у всех участников образовательных отношений привычек и навыков экономного использования природных ресурсов. В проект включены такие мероприятия, как: проведение диагностики потребления энергоресурсов в ДОУ и в семье; разработка плана мероприятий для заместителя заведующего по АХЧ и плана совместной работы педагогов, родителей и детей по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработка познавательных презентаций «Опасные отходы», «Экомобиль», «Вторая жизнь ненужных вещей» и другое.

Уровень жизни человека и его благосостояние значительно улучшается с каждым годом. И чем лучше живет человек, тем больше мусора на планете. Продукты, вещи продаются в разовой упаковке. С каждым походом в магазин люди покупают новый пакет. Только разовая упаковка и пакеты превратились в настоящее мусорное бедствие. Сейчас почти в каждой семье есть автомобиль. Часто можно увидеть, что автолюбители моют машины в местах, не предназначенных для  этого. Неправильно припаркованные автомобили, выхлопные газы отравляют воздух. Загрязняется почва, водоемы, атмосфера. Снижается иммунитет, люди чаще болеют. Загрязнение окружающей среды мусором и бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты. Экологический проект «Город чистым сохраним – нашим детям жизнь продлим» направлен на привлечение внимания детей и воспитывающих их взрослых к проблеме загрязнения города, в котором живем. Итоговым мероприятием проекта стал праздник «Наш двор – наш дом», где участниками были не только педагоги, дети и родители детского сада, но и жители двора.

В проект «Вода, вода, кругом вода…» были включены следующие  формы работы: изучение свойств воды, посещение музея, создание разнообразных игр для дошкольников, информационных буклетов для родителей, создание социальных роликов, познавательных лэпбуков, проведение досугов. Очень увлекательным было изучение влияния слов на энергию воды и заряжение воды своей положительной энергией.

Опытно-экспериментальная деятельность предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Например, интереснейший опыт с сельдереем, где дети исследовали строение стебля растения и изучали процесс всасывания воды.

Загрязнение водоемов является одной из экологических проблем планеты. С детьми было проведено исследование: в одну из банок с чистой водой мы поместили разнообразный мусор и оставили на несколько дней. Затем мусор из банки был удалён. В результате проведения опыта по очистке воды от мусора, было выявлено, что вода всё равно остается мутной и грязной.

Разрешение проблем воспитания успешного ребенка в современных условиях требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На наш взгляд, использование богатой окружающей природной среды представляется действенным средством. Ведь именно она дает возможность ребенку проявить себя и свои творческие способности. Таким образом, нами был разработан эколого-образовательный проект «Ростки успеха», который состоит из блоков: «Природа – познание», «Природа – чувства», «Природа – творчество». Подобранные формы работы, пособия, игры экологической направленности, например, «Звезда недели», «Бинго», интервьюирование  способствуют развитию у детей познавательной активности, эмоционального интеллекта, воображения, умения работать в команде.

Проект «СуперЛЕСята». В ходе проведения совместной с родителями игры-путешествия «Мы идём в поход» и просмотра мультфильма «Маша и медведь» возник неожиданный вопрос «Нужен ли человек лесу и лес человеку?» Для решения проблемы в группе было создано «Детское лесничество». Дети подготовительной группы были приняты в отряд «СуперЛЕСята». Родители получили статус лесничих. Так началось изучение экосистемы ЛЕС. В ходе проекта были созданы видеофильмы с участием детей: «Зачем нам нужен лес?», «Экскурсия по детскому лесничеству», «Размышления о лесе», игротека «Лес – наше богатство!», книги «Правила поведения в лесу», «Красная книга», макеты «Ярусы леса», «Лесные сказки» и многое другое.

Экологический проект «Прикоснись к природе сердцем» – это школа на природе. В природе ребёнок учится видеть многообразие мира. Окружающая природная среда оказывает воздействие на развитие сенсорной системы. Дети на природе используют все свои органы чувств, переживают, исследуют, наблюдают, играют, попадают в нестандартные ситуации. Полученные ими знания оказываются обширными и разнообразными. Для реализации данного проекта на территории детского сада был создан экоцентрум «Уголок России». Здесь находятся гостиница для насекомых, мотель для улиток, роща желаний, тропа ощущений, зеленая аптека, ландышевый островок, березовая роща, театральная беседка и многое другое.

Итоговым мероприятием наших больших проектов является экологический праздник, который ежегодно проходит в апреле каждого года.

Таким образом, в процессе познавательно-исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ, развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.