Организация работы в ДОУ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Лощинская И. В., старший воспитатель ГБДОУ № 16
Завьялова Е. М., воспитатель, ответственный за организацию работы по ПДДТТ ДОУ ГБДОУ № 16

По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эти действия не всегда бывают правильными.

Как научить детей безопасному поведению на улице? Одними предостережениями типа «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.

Работа в направлении обучения детей безопасному поведению на дорогах ведётся в ГБДОУ № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга в соответствии с планом мероприятий по предупреждению ДДТТ, который составляется ежегодно на учебный год.  

В детском саду приказом заведующего назначен ответственный по ПДДТТ, который организует работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников и педагогов учреждения.

Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при активном участии родителей и специалистов ДОУ. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности: в игре, в непрерывной образовательной деятельности, во время прогулок и т.д.

В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно-методический комплекс: дидактические и демонстрационные материалы, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игр, стихотворений, загадок.

Во всех групповых помещениях оформлены уголки безопасности дорожного движения с учетом возрастных особенностей детей группы, которые оснащены:

  • дидактическими играми по правилам уличного движения;
  • учебными макетами, перекрестками;
  • книгами разных авторов на соответствующую тематику;
  • справочной литературой: энциклопедиями, справочниками;
  • моделями различных видов транспорта: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т.д.); сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн);
  • настольно-печатными играми;
  • моделями машин: легковых и грузовых;
  • макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
  • «маршрутными листами», на которых  изображен путь от дома до детского сада;
  • аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
  • альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
  • иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей и др.

Помимо этого  в ДОУ проводятся различные мероприятия. Например, в ходе   акции «Внимание – дети!»  дети с плакатами, на которых надписи «Внимание! На дороге дети!», «Ребенок – главный пассажир», «Пристегни меня!», выходят на улицу. Цель акции –  напомнить водителям и пешеходам родного города о необходимости соблюдать правила дорожного движения. Мы участвуем также  в  районном конкурсе социальной рекламы по БДД, в районной акции «Засветись!»

В ноябре этого учебного года старший инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД России по Пушкинскому району провел занятие в ГБДОУ № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга на тему «Соблюдение правил дорожного движения пешеходами на проезжих частях, во дворах, при передвижении в транспорте». В ходе мероприятия инспектор ГИБДД напомнил детям правила дорожного движения и учил применять их в повседневной жизни. Кроме того дети совместно с сотрудником полиции разобрали значение сигналов светофора и дорожных знаков. Дошкольникам рассказали и об опасности игр вблизи проезжей части. Инспектор по пропаганде БДД напомнил ребятам о применении световозвращающих элементов при движении в темное время суток, объяснил, что эти приспособления делают человека на проезжей части более заметным для автомобилистов, снижая риск наезда транспортного средства. Далее всем присутствующим была предложена игра. Дети побывали в роли пешеходов и водителей, а также закрепили на практике правила дорожного движения. Тематические игры были направлены не только на закрепление основ дорожной безопасности, но и на развитие таких важных для участника дорожного движения качеств, как внимание и ловкость.

Начальник отдела по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН ОМВД России по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга провел  для наших воспитанников беседу на тему «Основы безопасного поведения несовершеннолетних в общественных местах».

Педагоги детского сада активно разрабатывают методические пособия по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах. В арсенале наших воспитателей есть:

  • Методическая разработка «Педагогическая мастерская как интерактивная (инновационная) форма работы с семьей при обучении дошкольников правилам дорожной безопасности». Педагогическая мастерская – это оригинальный способ организации деятельности родителей в составе малой группы (7-15 человек) при участии учителя-мастера. Педагогическая мастерская — это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
    Были проведены  педагогические мастерские: «О самом важном: безопасность жизнедеятельности наших детей», «Каким должен быть пешеход?», «Полезные книги», «Законы улиц и дорог», «Чтобы не было поздно», «Ребенок и дорога».
  • Семейные гостиные – это модель взаимодействия «родитель – ребенок – педагог». На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов. «Дорожные правила знать прекрасно должны и взрослые, и малыши» – так звучала тема одной из наиболее интересных (по мнению родителей) семейных гостиных, проводимых в нашем детском саду.
  • Методическая разработка «Фестиваль как способ актуализации творческого потенциала детей и взрослых по теме дорожной безопасности: СЛЫШУ, ВИЖУ, ДЕЙСТВУЮ» направлена на формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. С чего начинается подготовка фестиваля? Прежде всего с идеи, основной мысли. Основная мысль фестиваля всегда проходит красной нитью через название, девиз и содержание. В фестивале могут принимать участие команды, подавшие заявку организаторам. В фестивале также, например, принимает участие команда взрослых (родители, партнеры, муниципальный совет и т.д.) В команде 5 человек. Команда придумывает название, девиз, эмблему. Организаторами разрабатываются маршрутные листы с заданиями, согласно которым  каждая команда проходит 5-7 станций.

В пособии описаны цели и задачи, даны практические советы по организации мероприятия, а также даны полноценные характеристики  самих станций, что позволяет легко воспроизвести данное мероприятие в любой дошкольной организации. Это такие станции, как «Весёлые полоски», «Дорожная азбука», «Мастерская светофора», «Дорожный патруль», «Студия сказочного транспортного дизайна», «Дорожная математика» и другие.

Таким образом, работа в ДОУ в направлении предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма основывается на комплексном подходе и объединяет всех участников образовательного процесса, что способствует более эффективному результату при обучении детей безопасному поведению на дорогах.