Становление личности молодого педагога через традиции школы

Токаревских Н.А., методист ГБОУ школы № 297

В программе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах нового поколения одним из ключевых направлений определено развитие педагогического потенциала и, соответственно, формирование компетентности педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

Молодые люди разные. Мы привыкли критиковать их, не всегда заслуженно сравниваем молодежь разных времен, а ведь именно «дети конца девяностых – начала нулевых» – это наши молодые учителя.

Молодой учитель переступает порог школы. Что ждет его впереди, каким багажом знаний и умений он обладает? В чем нуждается и чего ожидает от своей миссии в школе? Станет ли для него коллектив школы родным? Не появится ли у него вопрос: «А что я вообще здесь делаю?».

Как важно для него  именно на этом этапе влиться в педагогический коллектив, почувствовать комфорт в стенах именно этой, выбранной им школы, стать полноправным коллегой, единомышленником, сподвижником.

Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, руководителя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей. Многие из них – мастера своего дела. Только при поддержке всего коллектива может сформироваться настоящий учитель.

В нашей школе молодым учителям с первых дней оказывается практическая помощь по ориентации в учебных программах, требованиях по их выполнению, в разработке тематического плана, плана самообразования, по вопросам работы с учебной документацией. В школе сформирован банк методических материалов и разработок по практической методике, приёмам структурированного наблюдения за работой учителя, по организации воспитательной работы в классном коллективе, работе с родителями.

С первых дней образуются пары наставник-учитель, составляется план работы в парах. Организуется взаимопосещение уроков и занятий внеурочной деятельности.

История нашей школы насчитывает 55 лет, около десяти учителей педагогического коллектива – выпускники нашей школы, 40% педагогов имеют педагогический стаж более 25 лет в стенах именно нашей школы. Именно поэтому ГБОУ школа № 297 имеет множество традиций. Эти сложившиеся за десятилетия традиции мы решили использовать в работе с молодыми педагогами.

Традиционно на первом педагогическом совете звучат напутствия молодому педагогу от всей школы.

Школьные научные чтения ежегодно проводятся в декабре – феврале. Среди  номинаций конкурса есть и номинация «Школьный дебют». А с введением в программу новой дисциплины «Индивидуальный проект»  школа привлекает к работе над исследовательскими проектами старшеклассников молодых учителей. Они – номинанты «Школьного дебюта».  Именно молодые члены педагогического коллектива отличаются новаторским подходом к индивидуальному проекту, создают новую систему исследовательской работы обучающихся. Здесь уже работает связь  «наставник-учитель-ученик».

Становление учителя-предметника проходит не только на уроке. Традиционные «Предметные недели» в течение учебного года помогают учителю полностью раскрыть свой потенциал, принять активное участие в общешкольных мероприятиях, внести новый, свой взгляд в подачу материала и его оформление.

В неделе начальной школы традиционные  мероприятия  «Читаем классику со сцены», «Литературные композиции», а также конкурс «Инсценированной песни» – в этих мероприятиях нет равных нашей молодежи. Их сценические выступления сопровождаются компьютерными, световыми, аудио эффектами, нередко превращаясь в настоящее шоу. И тут уже маститые учителя учатся у молодежи.

Кстати, взаимное обогащение идет не только на уроках, но и в сфере использования новейших электронных технологий.

Традиционные выезды на природу, спортивные соревнования, праздники «День рождения школы», «День учителя», «Международный женский день» и т.д. – на них отдельным номером всегда выступает молодежь школы.

О наставничестве в нашей школе можно говорить еще много. Мы делились своим опытом на районном семинаре молодых педагогов района, проводили мастер-классы, все материалы можно найти на нашем сайте. Но сегодня мне хотелось заострить внимание именно на аспекте морального климата, душевного комфорта молодого педагога, его творческого развития, поддержки молодого учителя со стороны всего коллектива школы.