Развитие связной речи дошкольников посредством пересказа текстов повествовательного характера

Уманская А.А., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 43

Приятно общаться с человеком, речь которого «красива». Как этому научиться? Давайте попытаемся разобраться.

Очевидно, что навык начинает формироваться с детства и совершенствуется всю жизнь. С одной стороны, развитие связной речи происходит спонтанно, с другой – требует определенных усилий.

Ключевым моментом в этом вопросе является мотивация. Если с раннего детства родители исполняют все желания ребенка и устраняют причины дискомфорта, ориентируясь исключительно на жесты и особенности его поведения, то зачем же ребенку речь вообще и связная речь в частности? Стимулируйте малыша к общению  с помощью речи, чтобы быстрее и точнее понимать друг друга.

Развитие связной речи в норме происходит спонтанно под влиянием речевой среды – так «задумано» природой. А если произошел сбой и связная речь не развивается или развивается медленно, что делать? Опустить руки и терпеливо ждать? Нет, нет и еще раз нет! Любой навык можно сформировать,  и связная речь не является исключением!

Те, кто учился в советские времена, еще сможет вспомнить, как учительница в начальной школе почти каждый день задавала на дом задание  читать и пересказывать, тем самым развивая связную речь своих учеников. И была абсолютно права!  Чем чаще ребенок (дошкольник и младший школьник) пересказывает небольшие тексты, тем лучше. Такими текстами могут быть соответствующие возрасту рассказы и сказки. Поинтересуйтесь у воспитателя, какие именно произведения будут полезны вашему ребенку.

Сказки и детские рассказы в основном являются текстом повествовательного характера и имеют определенную структуру: начало (с чего началась история), развитие событий, кульминация (самый «острый» момент), конец (чем закончилась история).

Чтобы подготовить ребенка к пересказу, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • прочитать рассказ;
  • разобрать значение непонятных слов;
  • задать вопрос к каждому предложению и попросить ребенка дать развернутый ответ;
  • прочитать еще раз;
  • попросить ребенка пересказать текст.

Выслушайте ребенка и только потом в корректной форме исправьте ошибки или внесите уточнения.

Представленный алгоритм, в случае если вы правильно (по возрасту) выбрали рассказ, может являться тестом для определения уровня развития связной речи приблизительно с пяти лет. Кроме того, данный вид деятельности укажет на особенности внимания и слуховой памяти вашего ребенка.

Наибольший интерес у детей вызовут  смешные рассказы, сказки, заставляющие сопереживать, тексты с проблемным сюжетом и скрытым смыслом. Чтобы  процесс пересказа не был скучным, можно ввести игровой момент. Например, ребенок будет рассказывать от имени зайчика, обращаясь к друзьям-зверятам. Может, взяв микрофон, превратиться в диктора. Таким образом, пересказ даже не очень интересной истории можно превратить в увлекательный процесс.

Хочется обратить особое внимание на один момент. При подготовке к пересказу избегайте вопроса «что сделал?». Спросите так: «Что сорвал бельчонок? Куда пошли дети? Куда залезла Машенька?» Ваш вопрос должен содержать тот глагол, который ребенок использует в своем ответе: «Бельчонок сорвал орех. Дети пошли в лес. Машенька залезла в кузовок».

Если  ребенок совсем не может пересказать текст, используйте такой прием – вы начинаете предложение, а он заканчивает.

От данного вида деятельности у ребенка должны оставаться приятные воспоминания, тогда он будет охотно возвращаться к нему много раз, тем самым развивая связную речь!