Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Клейменова А. Р., учитель-логопед  ГБОУ школы-интернат № 67

Профилактика дисграфии и дислексии заключается в раннем выявлении  предрасположенности к нарушению письма и чтения и в проведении системы предупредительных мер.

Направления профилактики

  1. Формирование функционального базиса письма и чтения.

Данное направление предусматривает профилактическую работу преимущественно с детьми дошкольного возраста, а также с обучающимися 1-го класса.

Логопедическая работа проводится по следующим разделам:

  • развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок, пространственных представлений, кинетического и кинестетического праксиса, графомоторных навыков);
  • развитие межанализаторного взаимодействия и сукцессивных функций (слухо-двигательных, зрительно-двигательных и слухо-зрительных взаимодействий, воспроизведение пространственных и временных последовательностей на материале предметов и символов);
  • развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификаций и др.);
  • развитие речи и коррекция нарушений речи (лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематических функций, фонетического оформления речи: фонетики, анализа речи на уровне предложений и слов);
  • формирование мотивов к учебной деятельности.
  1. Меры по предупреждению пренатальной и постнатальной патологии плода и новорожденного.

Включают в себя охрану и предупреждение здоровья будущих матерей и беременных женщин; развитие ребенка; профилактику осложнений беременности; предупреждение родового травматизма; меры по снижению риска соматических и инфекционных заболеваний детей и др.

  1. Осуществление индивидуальной помощи при усвоении второго языка и выбор адекватных методов обучения детей с билингвизмом.
  2. Работа с неблагополучными семьями детей и семьями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение (организация консультаций и школ для родителей с преподаванием приёмов подготовки детей к школе).
  3. Удлинение пропедевтического периода обучения грамоте в 1-ом классе.

В настоящее время этот период значительно сокращен, и мотивируется это тем, что большинство детей обучают грамоте в домашних условиях. В тоже время добукварный период имеет огромное значение для усвоения навыка письма и чтения.