Использование электронных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с родителями

Константинова И.Ф., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП
Николаева М.И., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП

Многолетний опыт работы позволяет нам утверждать, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов помогает учителю-логопеду заинтересовать, привлечь внимание ребенка к деятельности.  Такие формы работы способствуют взаимопониманию и  взаимодействию специалиста с родителями и ребенком. Таким образом,  повышается эффективность коррекционной работы.

На современном этапе развития системы образования мы говорим о внедрении дистанционного обучения, которое является новой ступенью в процессе обучения дошкольника, в том числе это касается и  коррекционной работы.

Перед учителями-логопедами появились новые проблемы:

  • как внедрить в коррекционную работу электронно-образовательные технологии?
  • как помочь родителям научить дошкольника видеть в работе с компьютером образовательный процесс?
  • как привлечь ребенка и родителей к коррекционной работе с использованием компьютера?
  • какие пути воспитания и развития дошкольника возможны в подобном процессе взаимодействия родителей и ребенка?

При включении в коррекционную работу дистанционного обучения каждый специалист может столкнуться со следующими трудностями:

  • ограниченные технические возможности семьи (есть ли у ребенка рабочее место, наличие компьютера, принтера?);
  • низкая мотивация родителей;
  • занятость родителей;
  • сложности в планировании совместной деятельности логопеда – родителя – ребенка.

Предвидя затруднения, специалист ищет пути привлечения семьи к совместному коррекционно-образовательному процессу.

Учитель-логопед должен знать и  уметь:

  • мотивировать родителей и ребенка;
  • давать  четкие  и  понятные инструкции к работе;
  • организовывать   эффективную и  доступную ребёнку работу, в процессе которой  происходит реализация поставленных задач.

Использование нашего опыта возможно на всех этапах коррекционной работы с любой лексической темой.

Мы представляем вам элементы опыта работы на краеведческом материале с включением электронно-образовательной технологии.

Например, при автоматизации звука «Ш» в словах   мы даем короткую инструкцию ребенку: «Сегодня ты будешь великим сыщиком! Надо в квартире отыскать все предметы,  в названиях которых есть звук «Ш». Ребенок начинает в квартире искать  все предметы с заданным звуком и называть их.  А мама в это время, занимаясь  своими делами,  слушает и контролирует правильное произношение.

А завтра эту же игру можно использовать на природе, в магазине, можно находить на заданную букву изображения  в журнале, в книге.  Читающие дети находят слова с заданной буквой в текстах, в афишах, в вывесках и т.д.

Это  первый этап, а далее мы постепенно расширяем возможности коррекционных задач.

Мы с вами живем в прекрасном городе-музее,  и этот факт позволяет нам развивать речь ребенка,  используя историческое пространство.

Например,  можно использовать мини квест.  Логопед отправляет маме геоточку на карте нашего города, куда она с ребенком должна прийти. Пусть это будет памятник Пушкину в Лицейском саду. Мама расскажет,  чей это памятник, объяснит, в каком месте они находятся, вместе с ребенком они вспомнят сказки А.С. Пушкина, ребенок расскажет выученное стихотворение. Таким способом логопед решает многие задачи: автоматизация звуков, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Эти задачи можно решить и в другом варианте. Развивая мелкую моторику и пространственную ориентировку на листе бумаги,  логопед отправляет маме рисунок или фото какого-либо архитектурного сооружения. Далее  педагог  предлагает использовать различные мелкие сыпучие материалы, которые всегда есть в каждом доме (крупы,  макароны, палочки или песок). Ребенок эту постройку рисует на крупе или покрывает  по контуру. При этом он называет материал,  который  использует, постройку, ее детали и где она находится. 

Такие виды работы позволяют нам вместе с логопедическими задачами приобщать родителя и ребенка к истории и культуре города, способствовать формированию речевых творческих способностей.