Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала детей

Беккер Е. А., музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 29
Воронова С. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Необходимо, чтобы каждый народ не просто хранил исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремился перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, он нуждается в своевременном и  грамотном сопровождении родителей, воспитателей, в формировании вокруг него соответствующей окружающей  среды, включающей в себя в том числе и народные традиции, которые играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно народные традиции  аккумулируют  духовные устои и принятые в обществе нормы. Система традиций и обычаев является эффективным средством воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Сегодня многие современные семьи не имеют достаточного уровня культуры и необходимых  педагогических знаний,  они воспитывают своего ребенка, не учитывая преемственности поколений, как это было раньше, тем самым утрачиваются  хорошие семейные и общекультурные традиции.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками нужно прожить их, поэтому мы предлагаем детям и родителям поучаствовать в разных формах и видах совместной деятельности.  Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей, что формирует позитивное, доверительное и доброжелательное отношение друг к другу.

В игровых ситуациях, беседах, праздниках, мастер-классах мы знакомим  детей и их родителей с традициями празднований православных праздников,  с народными  обычаями.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении,  основанного на культурных ценностях своего народа.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности.  Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Также в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Участие детей в календарных обрядах – школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их устоев, обычаев.