Экологический квест-игра «По следам осени»

Самусь А.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Гришанович Е.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Каменяр С.И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8

Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала –
Не наукой, а частью души!

Экологическое воспитание дошкольников становится в последнее время одной из важнейших задач общества и образования. У нас, участников Международной экологической Программы «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ”», возникла идея объединить эти два направления работы и, основываясь на изучении, рассмотрении, наблюдении деревьев на территории детского сада, сформировать ценностное отношение к природе родного края.

Наш детский сад соседствует с Екатерининским парком, где деревья очаровывают каждого прохожего своей красотой. Они рядом с нами с рождения. Идешь по улице, остановись – и увидишь деревья, выгляни в окно – и там их много. Однако мы редко обращаем на них внимания. Кажется, что они не меняются, у них нет проблем, многие дети не знают, что деревья – живые. Дерево – прекрасный объект для наблюдений в разные сезоны. Деревья играют важную роль в жизни человека. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

В самую прекрасную осеннюю пору творческая экологическая группа решила донести до детей эти знания – научить видеть особенности деревьев, подмечать и анализировать увиденное, по возможности помогать, беречь, охранять, преумножать зеленый наряд планеты, не давать окружающим обижать природу.

Осенний солнечный день позволил нам дневную прогулку начать с познавательной квест-игры «По следам Осени». Творческая группа «Эколята», в которую входят  воспитатели ГБДОУ детского сада № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга Каменяр Светлана Ивановна, Уколова Наталья Владимировна, Эрфан Анжела Валерьевна, Щеглова Виктория Геннадьевна, Балабуха Виктория Леонидовна, Гришанович Елена Николаевна, Самусь Александра Васильевна, музыкальный руководитель Жукова Ольга Геннадьевна, инструктор по физкультуре Галкина Ольга Георгиевна, организовала   5 станций и  подготовила интересный  познавательный материал.  Детишки с родителями (законными представителями) заранее собрали  плоды, семена, листья для творчества.  Для расшифровки заданий на листе ватмана «Расскажи детям о дереве …Ёлка, Рябина, Каштан, Клён, Берёза»  мы использовали QR-коды.

На каждой станции ребят встречал загадочный герой – хранитель Царства деревьев.

 На станции «ЕЛЬ и СОСНА» белочка, которая  живёт рядышком с ёлочкой и сосной,  познакомила детей с этими деревьями. Ребята нашли их отличительные признаки – у ели крона гуще, чем у сосны,  ель переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. С помощью QR кода дети выяснили, какую пользу дерево приносит людям, какие музыкальные инструменты можно изготовить из ели. Ребята сравнили иголочки у ели и сосны, нашли отличия, узнали, что  сосновые  иголки сменяются не все  сразу, а постепенно – одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые, – рассмотрели шишки ели и сосны и выяснили, чем они отличаются друг от друга. Дети поиграли в дидактическую игру «От какого дерева шишки», а затем  из шишек сделали чудесные поделки в подарок  Осени.

На станции «РЯБИНУШКА» ребята подружилась с хозяйкой Рябиной, рассмотрели ягодки рябинки. Узнали ребята, что ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина обзавелась желто-оранжевыми ягодами. С помощью QR кода ребята прочитали,  какую пользу ягодки приносят людям, какие вкусные угощения из них можно приготовить. Также  ребята узнали, что из рябины можно сделать украшения:  бусы и браслеты. Старшие детки сделали из ягодок рябинки украшения для Осени, а малыши поиграли в подвижную игру «Птички и рябинка»

На станции «КЛЕН» Лесовичок встречал своих друзей среди ветвистых клёнов.

Ребята рассмотрели деревья, полюбовались красотой листьев. Узнали, что при постепенном похолодании, особенно при сухой погоде, листья этих деревьев окрашиваются в различные тёплые цвета: жёлтый, оранжевый, красный, пурпурный. С помощью QR кода ребята прочитали,  какую пользу клён приносит людям. С помощью луп дети рассмотрели строение листьев, их прожилки, а также семена клёна-крылатки. Поиграли в игру «Запусти вертолёты». В подарок Осени из листьев клёна младшие ребята сделали красивые картины, а старшие сплели венок.

На станции «БЕРЕЗКА» ребят встретил доктор Берёзкин. Доктор Березкин пригласил детишек в берёзовую рощу, где участники узнали о лечебных свойствах березы, практическом ее применении и доказали, что берёза является красой и достопримечательностью нашего детского сада. С помощью QR кода ребята разгадали и расшифровали информацию о пользе, которую приносит людям береза. Попробовали берёзовый сок, купленный в аптеке, с помощью луп рассмотрели берёзовые почки, узнали, как лечиться отваром из них, рассмотрели кору берёзы. Из листочков березы дети сделали красивые картины для Осени.

На станции «КАШТАН»  ребят встретил Лесовичок, он рассказал ребяткам об этом  дереве. С помощью QR кода ребята узнали информацию о листьях каштана, познакомились с их правильным названием. Оказывается, каштановые листья называются «пальчатосложные листья с зубчатыми краями». Дети нашли плоды каштана, рассмотрели их под лупами. Ребята среднего возраста поиграли в дидактические игры «От какого дерева семена»,  «Узнай на ощупь плод каштана». А воспитанники старших групп из плодов каштана сделали забавных зверюшек – жителей леса, которых подарили Осени.

В завершении игры Осень встретила ребят под осеннюю песенку.  Она, словно художник, нарисовала яркими красками чудесный пейзаж:

Лес,  точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

     И.Бунин

На фоне осенней картины дети вместе играли, танцевали, веселились. В конце мероприятия Осень для всех  приготовила угощение и  подарила подарочки. Ребятишки остались довольны игрой  и позже с большим удовольствием в группе с помощью рисунков передавали свои впечатления от прошедшего мероприятия. Этими впечатлениями, хорошим настроением и новыми знаниями   они и поделились в конце дня  с самими близкими людьми – родителями.