Значение виртуальных лабораторных работ, проводимых по физике

Тивирикина И.А., учитель математики ГБОУ школа № 645

Я учитель физики и математики, много лет преподавала физику в системе среднего профессионального образования. Этот предмет люблю и частенько в своей школе заменяю заболевших коллег – преподавателей физики. Надеюсь, что мой опыт, описанный в статье, будет полезен.

Физика стала частью нашей культуры. Человек не может считать себя широко образованным, не имея представления о современной физике, ее роли в повседневной жизни, в науке.

Физическая наука содержит множество фактической информации об окружающем мире, а также включает и совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т.е. осуществлять процесс накапливания знаний с последующим их изменением.

Науку развивает человеческая любознательность, и задача преподавателя состоит в том, чтобы учащиеся не только запомнили совокупность знаний, но и освоили их в ходе лабораторной работы.

В процессе лабораторных работ учащиеся получают элементарное представление о методах научного исследования. Данный практический метод позволяет учащимся проверять на практике выводы науки, выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности учащихся. Проведение лабораторных работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.

При организации и проведении лабораторных работ в колледжах и техникумах часто возникают определенные трудности. В основном трудность одна – это недостаточное количество оборудования для проведения лабораторных работ. Данную проблему я решаю с помощью виртуальных лабораторных работ.

Физика изучается в техникуме на первом курсе. На ее изучение отводится 195 часов, из них на лабораторные работы – 36 часов.

Перечень лабораторных работ, проводимых в техникуме:

  1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
  2. Проверка выполнения закон Ома для участка цепи.
  3. Расчет сопротивлений при последовательном соединении резисторов. Проведение измерений параметров электрически цепей при последовательных соединениях элементов цепи.
  4. Расчет сопротивлений при параллельном соединении резисторов. Проведение измерений параметров электрических цепей при параллельном соединении элементов цепи.
  5. Расчет мощности и работы лампы накаливания.
  6. Нахождение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
  7. Получение вольтамперной характеристики полупроводникового диода.
  8. Изучение явления электромагнитной индукции (самоиндукции).
  9. Определение емкости конденсатора.
  10. Расчет коэффициента трансформации.
  11. Работа транзистора в качестве усилителя.
  12. Отражение света, получение изображения в плоском зеркале.
  13. Измерение показателя преломления.
  14. Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света.
  15. Измерение длины световой волны.
  16. Исследование одного из изопроцессов.
  17. Изучение фотоэффекта.
  18. Изучение треков заряженных частиц.

Все эти лабораторные работы содержатся в виртуальных лабораторных работах, которые у меня подразделяются на 4 группы:

  1. Механика (содержит 13 лабораторных работ)
  2. Молекулярная физика (содержит 16 лабораторных работ)
  3. Электродинамика (содержит 19 лабораторных работ)
  4. Оптика (содержит 14 лабораторных работ)

Виртуальные лабораторные работы дают возможность существенного повышения качества обучения, обеспечения формирования всесторонне развитой личности.  Они имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики – деятельностный подход и гуманизация процесса обучения. Учащийся из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности.

В научной, психолого-педагогической и методической литературе лабораторные работы рассматриваются с двух позиций: как метод обучения и как форма организации учебно-воспитательного процесса.

В нашей работе мы придерживаемся первой позиции и рассматриваем лабораторные работы как практический метод обучения.

Лабораторные работы – это один из практических методов обучающего взаимодействия преподавателя с учащимися, заключающийся в проведении последними по заданию преподавателя опытов с использованием специального оборудования (в отсутствии такового я использую виртуальные лабораторные работы).

Лабораторные работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, которые  изучают учащиеся  специальности «Компьютерные системы и комплексы », «Технология машиностроения». Они позволяют осознанно изучить вводимые понятия и утверждения, лучше их запомнить. В процессе выполнения этих работ формируется интерес к предмету, повышается мотивация учения.

Главное назначение виртуальных лабораторных работ состоит в том, чтобы вооружить студентов знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего обучения в техникуме.

Литература

  1. Тихомирова, С.А. Физика: учебник 10 класс/ С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский – Москва, издательство «Мнемозина», 2012.
  2. Тихомирова, С.А. Физика: учебник 11 класс/ С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский – Москва, издательство «Мнемозина», 2012.