Стимулирование занятий физической культурой в школе

Из опыта работы учителя физической культуры

 Садовский Ю. В., учитель физической культуры ГБОУ школы № 93

Снижение интереса школьников к физическим упражнениям объясняется сдерживающей силой – психологией взрослых, сложившейся за многие годы. Большинство молодых людей  прожили свои школьные годы вне активных занятий физической культурой и спортом и потому, став родителями, повели детей по проторенной дороге.

Я уже давно заметил, что к занятиям физической культурой уже не привлечь только оценками, одним стимулом успеваемости. Если в начальных классах пятерки по русскому языку, математике, чтению, иностранному языку и физической культуре вызывают у школьника позитивную реакцию, то в старших классах оценка уже не стимулирует ученика к занятиям физической культурой. Тут и сказывается антипропаганда взрослых,  которые сами не занимаются физической культурой, но считают, что живут полной, насыщенной жизнью.

Стимулировать обучение физической культуре нужно и можно. Хотел бы ещё раз подчеркнуть – «обучение физической культуре», а не просто занятия ею. Главным стимулом является здоровье, и в этом плане обучение легкоатлетическим движениям занимает большую часть  времени во  всех разделах  программы.

В своей школе я стараюсь оценивать физическую подготовленность обучающихся, умение заниматься самостоятельно, а также текущие достижения  ребёнка.

Реализуя такую систему, в большей мере учу, проверяю и оцениваю обучающихся индивидуально. Учитываю программные нормативы, но не возвожу их в догму. Основным критерием считаю индивидуальный рост обучающихся в развитии физических качеств, в освоении тех или иных упражнений. Проводя промежуточный контроль  результатов (в беге, прыжках, метании и др.),  ставлю задачу повторить ранее имевшийся результат или улучшить его. Выполнение задачи оцениваю на «отлично». А так как каждый обучающийся нацелен на конкретный результат, то стремления, старания и отличника, и среднего обучающегося одинаково значительны и высоки.

Ухудшение результата на зачетном уроке рассматриваю как совокупность причин, на него повлиявших. Этими причинами могут быть физическое состояние и психологическая подготовка обучающихся, погодные условия, качество разминки, заданный темп, тактика и  многое другое. Дополнительные контрольные задания помогают обучающемуся утвердить своё «я». Зачастую сами обучающиеся просят «перебежать», «перебросить», «перепрыгнуть» с целью улучшения своего результата. Бывает,  обучающийся торопится, в таком случае я ему отказываю и объясняю причину отказа.

Работая над развитием физических качеств и выполнением обучающимися учебных нормативов и тестов, все чаще убеждаюсь, что личные достижения для многих из них имеют больший стимул, чем победа над кем-то.

Для психологической настройки много беседую с обучающимися о спортивной этике, уважительном отношении к партнеру, сопернику. Бывает, отдельные обучающиеся перед выполнением тестов их одноклассниками  высказывают вслух неодобрительные замечания, сомнения в успешности выполнения задания и,  как правило, положительный настрой сбивается, и только сильный волей может погасить в себе отрицательные эмоции.

Бывает и так: менее успешный на уроках физической культуры вчера, сегодня превзошел результат некоторых своих одноклассников.  А ведь именно эти мини-победы и рождают у обучающихся уверенность в себе, стимулируют к дальнейшим занятиям, создают эмоциональную удовлетворенность.

Чтобы сделать уроки интереснее и стимулировать обучающихся к более активному выполнению заданий, провожу их в соревновательной форме, в духе здорового соперничества.

Для себя считаю главным  обеспечить на уроке условия для проявления личности обучающихся, творческого взаимодействия их с одноклассниками.