Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры

Варламова В.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…
В.А. Сухомлинский

 В современном обществе под действием постоянного  прогресса  ребенок часто сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей  является несформированность мелкой моторики рук, что в дальнейшем отрицательно сказывается на ранних стадиях обучения в школе. Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно. Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей.

 Развитию мелкой моторики способствуют:

  • массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками;
  • пальчиковые игры, в которых проводится массаж пальцев и ладошки;
  • настольные игры с мелкими предметами, которые необходимо брать в руку и раскладывать в определенной последовательности;
  • игры с сыпучими предметами (песок, крупы, мелкие камешки), которые надо пересыпать из одной емкости в другую, спрятать что-либо в одной из емкостей и на ощупь  отыскивать;
  • рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров;
  • лепка из пластилина, теста, глины;
  • застегивание и расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров, шнуровка, нанизывание бусин и т. д.

В своей педагогической работе я использую следующие игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста:

  • нанизывание на шнуровки (для игры используется материал совершенно разный: крупные бусины, мелкие геометрические фигурки,  набор овощей, фруктов и животных с отверстиями);
  • пазлы разной формы (из различного материала, мягкие и жесткие); 
  • раскручивание и закручивание крышек разного размера и диаметра (чтоб было интереснее – прячу внутрь банки, мелкие игрушки);
  • многофункциональные застежки (пуговицы, кнопки, шнурочки, липучка, петельки);
  • чудесный мешочек (на ощупь определяем спрятанную в мешочке игрушку и называем ее);
  • дидактическая юбка (четыре цвета: красный, желтый, синий и зелёный);
  • сухой бассейн (используется пластиковый контейнер, наполненный горохом, отыскиваем спрятанную фигурку и на ощупь определяем, что  спрятано);
  • рисование на манке (насыпаем  на поднос манку и пальчиками рук проводим по крупе, начиная  с простых фигур: линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание).

Данные виды деятельности очень мобильны, в них легко вносить дополнения и изменения. Руки — инструмент тонкий,  и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

Важной задачей педагога дошкольных учреждений является вовлечение родителей в активную работу с детьми,  которые помогают  превратить «работу» в интересную и увлекательную игру. Родители моей группы принимают активное участие в изготовлении различных пособий и поделок. Например, на мастер-классах мы делаем  волчки из пластиковых  бутылок, а дети  украшают их, приклеивали стразы, или  лепим  из солёного теста бусины (разного размера и цветов) и геометрические фигуры. Так мы  пополняем  развивающую среду и дидактические игры. Мамы связали кукол для пальчикового театра. Теперь мы ставим  «Репку» и  «Теремок». Также вместе с детьми мы сочиняем свои сказки.

Как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше, и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

Благодаря взаимодействию с родителями  в группе появились книжки-малышки  «Наши пальчиковые сказки». В этих книжках сказки и стихи, которые сочинили родители вместе с детьми, и  фотографии  пальчиковых движений. Ещё  мы обогатились фотокартотекой пальчиковой гимнастики.  В планах продолжить пополнять картотеку  по лексическим темам.

Важным средством для развития мелкой моторики и речи ребенка являются пальчиковые игры и упражнения. Разучивание стихотворных текстов с использованием пальчиковой  гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, мышления, творческой активности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.  Сюжеты очень эмоциональные и простые, что важно в работе с дошкольниками. Такие игры можно проводить в детском саду и в семье. Также мы их  используем в различных режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, в самостоятельных играх детей, на музыкальном занятии. Они отражают объективную реальность окружающего мира: предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, всё получится постепенно. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Могу с уверенностью заявить, что:

  • плохо говорящие детки стали больше и лучше говорить;
  • дети правильно держат ложки, кисточки и карандаши;
  • дети стали более внимательными и усидчивыми, с большим удовольствием лепят, рисуют и участвуют в образовательном процессе.