Театральная деятельность в педагогической работе

Авцынова Е. А.,воспитатель группы продленного дня ГБОУ школы №335

Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Изучением её занимались многие выдающиеся педагоги и методисты, например, М.А. Дмитриева, М.П. Воюшина, В.Г. Маранцман.  Не теряет она свою актуальность и сегодня, поскольку стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира лучше всего через организацию театральной  деятельности. Известный русский поэт, педагог и театральный деятель Н.Н. Бахтин раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности  ребёнка. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актёрским мастерством. Именно  младший школьник способен не только открыть для себя театр, но и стать активным участником сценической деятельности. Театральные  приёмы создают условия для более успешной социализации личности. Кроме того, участие детей в творческом процессе создания спектакля на всех его этапах имеют большой воспитательный смысл. Занятия театральной деятельностью помогают расширить сознание ребёнка, развивают его умение управлять своими чувствами. Также они дают возможность комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства, развивают коммуникативные универсальные учебные действия.

В своей работе воспитателя ГПД я применяю следующие приёмы театрализации: выразительное чтение, инсценировки, кукольные постановки. Наше первое выступление – спектакль «Колобок –  румяный бок». Корнилова Ралина  стала нашим художником-оформителем, она  сама изготовила маски для участников действа, взрослые помогли с костюмами.  Первоклашки очень старались на репетициях, все хотели участвовать в спектакле.  Чтобы  задействовать как можно больше ребят,  мы подготовили два актёрских состава –  основной и запасной.

Премьера первой группы прошла 4 февраля. Очень жаль, что во время коронавируса   мы не смогли пригласить в школу на премьеру всех родителей и  учеников других классов. Но мы сняли спектакль на  видео и загрузили его в чате, так его   посмотрели все родители.

Конечно, работа эта находится на самом начальном этапе зарождения театра. Но я вижу, с каким желанием дети хотят играть, творить… и, самое главное, такие представления помогают сдружить и сплотить ребят.

По мнению К.С. Станиславского, театральная деятельность – средство для социализации и развития  детей, поскольку подобная деятельность естественна для них,  «..это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов … формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми».

Участие в театрализованных играх и постановках обеспечивает «ситуацию успеха» для каждого ребёнка. «Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется,  играя, а играя, познаёт окружающее».