Записки учителя. Советы молодому педагогу

Хованская А. А., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 335

В последние годы всё чаще обсуждается тема изменений в современных детях («Они совсем не такие, как мы»). Надо признаться, что, приняв решение работать в школе, я тоже испытывала определённый страх, что не смогу найти общий язык с «новым поколением».  Каково же было моё удивление, когда, оказавшись среди них, я обнаружила: дети есть дети, а значит, «пропасть» между нами не так велика. Примечательно то, что, сколько бы времени не прошло, в любом классе есть «хулиганы», выкрикивающие с места различные колкости; милые и умные девчонки, с которыми все хотят сидеть за одной партой; сосредоточенные на учебе, которых часто недолюбливают одноклассники, втайне завидуя их способностям, и прочие «школьные типажи». Кажется, что и 10, и 15 лет назад в любом классе можно было бы составить подобную «портретную галерею». Бесспорно, стремительное развитие технологий повлияло на их мышление, восприятие информации и даже на память. Но, к счастью, люди есть люди и всё человеческое им не чуждо. Мы начали постепенно узнавать друг друга…

Конечно, как и всем молодым педагогам, на первых порах пришлось столкнуться с несерьёзным восприятием меня как учителя. В нашей профессии молодость имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, ты быстро вливаешься в детский коллектив, ученики охотно идут с тобой на контакт, потому что думают, что ты способен лучше их понимать. И на этом этапе самое главное – установить границы между собой и детьми, при этом не обманув их доверие, не оттолкнув их от себя строгостью и холодностью.   Я бы хотела поделиться с другими советом, который мне дали старшие коллеги: «Никогда не позволяй детям на уроке думать, что они умнее тебя». И это действительно очень важно!  Здесь речь не идет о подавлении уверенности в себе учеников. Учитель в любом возрасте должен уметь разглядеть способности в учениках, поддержать их развитие, но, ни в коем случае, нельзя допускать, чтобы ученики ставили себя выше вас, чувствовали, что они знают больше, чем вы. Вы для них – проводник в мир знаний. И если они почувствуют «прокол», некомпетентность, вернуть уважение и установить свой авторитет на уроках будет весьма проблематично. На мой взгляд, чтобы быть примером, к которому нужно стремиться, учитель может рассказывать на занятиях что-нибудь интересное, чего ученики раньше, скорее всего, не слышали. Вовлекать их в процесс обучения, давать им понять, что от вас они могут получить ценную и важную информацию.  Иногда можно и нужно разбавлять лекции невинными шутками, которые у них на слуху.

 Это сближает нас с детьми, позволяет им чувствовать себя с нами «на одной волне».

Устанавливая отношения с учениками, учитель сталкивается с ещё одним сильным страхом, который порой очень угнетает «новеньких» педагогов. Это паническая боязнь ошибаться. В попытках создать в глазах детей образ безупречного человека учитель загоняет себя в рамки, в которых он не имеет права на ошибку.  Эта проблема влечет за собой новые переживания: если вы всё же однажды ошиблись, как поступить? Признаться ли в этом детям? А если признание уронит в их глазах весь ваш авторитет, выстроенный таким трудом? Что же делать?

Признаюсь, мне долгое время не давал покоя именно этот страх. Я не могла себе позволить признаться, что могу кое-что забыть, а чего-то просто не знать, ведь наука не стоит на месте. Важно понять: вы – в первую очередь человек. А значит, вполне естественно, можете забывать какую-то информацию, нуждаться в обращении к словарям или литературным произведениям, к учебникам. Этот факт нужно принять для себя и правильно донести детям. Учитель – не компьютерный разум, хранящий в своих архивах гигабайты информации и готовый извлечь любой файл с карты памяти в любой момент. Если вдруг вы забыли, как звали лошадей Чичикова и вам нужно обратиться к тексту произведения, чтобы вспомнить – ЭТО НОРМАЛЬНО. Помните: мы несём ответственность за каждое сказанное слово. Многие на всю жизнь запомнят именно наши с вами уроки, советы, дружеские беседы. Поэтому лучше признаться детям, что вы не готовы ответить на какой-то их вопрос и вам нужно время для того, чтобы дать развернутое и понятное объяснение, чем сказать что-то неверное, чтобы якобы не ударить в грязь лицом (к сожалению, и такое случается). Всем известна поговорка: «Век живи – век учись». Если вы и ваши ученики будут верно понимать её смысл, то ваше признание права на ошибку никогда не унизит вас в их глазах.

Ещё одной интересной практикой в начале учительского пути поделились со мной психологи. Она касается конфликтных ситуаций и путей их решения. Основная мысль заключается в следующем: пытаясь призвать ученика к порядку, педагог должен использовать «я-высказывание». То есть описывать свои чувства и эмоции, которые он испытывает из-за поведения того или иного ребёнка.  Не стоит говорить: «Ты всё время мешаешь. Ты не сдашь экзамен», – и прочие всем известные фразы. Лучше сказать: «Мне очень тяжело говорить вместе с тобой. Я не смогу помочь вам разобраться в новой теме в такой обстановке. Мне очень грустно видеть подобное отношение», – и так далее. Проработав полтора года в школе, могу ответственно заявить: это хорошая практика! Но только в том случае, если класс вас действительно уважает. А уважают дети обычно тех, кто уважает их и не проявляет предвзятости, особенно при выставлении отметок.

Хочется отметить ещё и то, что ученики и вы должны быть как бы одной командой, идущей к определенным целям. Например, если при написании ВПР они думают: «Это не меня проверяют, а качество того, как со мной работает школа», – то хороших результатов можно, увы, не ждать. Когда же дети осознают свою ответственность: «Это наш учитель, и мы не можем его подвести!»- они подходят к делу совсем по-другому. Эту ответственность нужно воспитывать, подчеркивать связь между вами.  Чаще говорить им, что они ваши ученики, что вы ими гордитесь, что вы радуетесь их успехам. Кажется, такая мелочь… но ведь именно из этих мелочей складывается наша «школьная» жизнь.

Обращаясь к молодым педагогам, хочется также сказать: «Создавайте благоприятную обстановку на своих уроках». Окончив школу 8 лет назад, я очень ясно помню, что любимые уроки всегда те, на которых ты чувствуешь себя комфортно. Только на них действительно хочется идти. И этот комфорт зависит в первую очередь от учителя!