Нет трудных детей – есть дети, которым трудно

Кирилина С. В. классный руководитель ГБОУ школа № 645  

Работа классного руководителя всегда была интересной. Ей посвящено множество исследований, методических рекомендаций, разработано огромное количество подходов в работе с классным коллективом. В наши дни классный руководитель не может пожаловаться на отсутствие методической поддержки. Но современные тенденции в обучении и воспитании требуют поиска новых решений и новых форм работы. Было бы наивно полагать, что в работе классного руководителя не должно ничего меняться, напротив, деятельность  классного руководителя выходит на первый план и её основная задача –  развитие познавательной и социальной активности учащихся.

Ярким  примером эффективного классного руководства в ГБОУ школа № 645 является учитель русского языка и литературы, а по совместительству классный руководитель  8 «В» класса – Кирилина Светлана Викторовна. Одержав победу в районном этапе конкурса педагогических достижений в номинации «Классный руководитель» 2019 году, Светлана Викторовна представила нашу школу на городском конкурсе «Лучший классный руководитель». Вспоминая конкурс,  Светлана Викторовна говорит о том, что он был интересен следующим:

  • во-первых, творческие проекты всегда мобилизуют внутренние ресурсы и позволяют открыть в себе что-то новое;
  • во-вторых, участвуя в конкурсе, появляется возможность познакомиться с опытом  лучших педагогов города, что, в свою очередь, вызывает желание провести в своем классе много интересных занятий.

В своей деятельности как классный руководитель  Светлана Викторовна выделяет приоритетной  методику проблемно-ценностного общения в организации внеурочной деятельности. «Работая с  учениками, я исхожу из их возможностей и потребностей, стараюсь понять причины тех или иных проблем. Конечно, уже есть много собственных наработок, но было бы смешно, если бы,  услышав от ребенка о его неудачах или радостях, я бы начала задумываться, какой прием или методику мне надо применить. Я просто общаюсь и в каждом конкретном случае стараюсь сделать так, чтобы ребенок почувствовал, что его понимают. Также, я считаю очень важным в современных условиях вырабатывать у учеников понимание ответственности за свои поступки, так как общество сейчас больше говорит о правах, чем об обязанностях. А ощущение твердых границ, по утверждениям большинства признанных психологов, – залог успешного развития и самоощущения детей и подростков. Ведь твердые границы, во-первых, дают чувство безопасности, а во-вторых, в природе детей и подростков есть потребность проверять эти границы на прочность, а если таковых нет –  что же остается?

Своим педагогическим кредо я считаю фразу «нет трудных детей – есть дети, которым трудно». И если в начале своей педагогической деятельности я  видела эти трудности в основном в отсутствии родительской заботы из-за необходимости взрослых работать, чтобы выжить, то сейчас трудности совсем иного плана».

Во все времена формирование сплоченного коллектива является неотъемлемой функцией любого классного руководителя. У Светланы Викторовны сложился свой подход: в пятом классе, формируя коллектив, ребята создали «КОДЕКС ДРУЖБЫ» и «ДНЕВНИК БЛАГОДАРНОСТИ» для формирования позитивного взгляда на жизнь; в 6—7 классах — активное участие во всех мероприятиях  школьного проекта  МАРАФОН ЗОЖ.  У Светланы Викторовны класс творческий, поэтому ребята   до пандемии на все праздники готовили сценические выступления, сейчас у них есть проект «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ». Но все проекты пока что носят камерный характер, однако, есть надежда на то, что в следующем году ребята снова смогут выступать на сцене для других классов. Также учащиеся 8 «В» класса постоянные участники и призёры  различных районных конкурсов.

Ребенок – это горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание,  деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это  пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче.