Какие они – современные первоклассники?

Протасова С. В., учитель начальных классов ГБОУ средняя школа № 511

В нашей школе  пять  первых классов в среднем по  44 учащихся. Большинство первоклассников пришли в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. По мнению учителей,  по чтению готовы к обучению в школе  – 70%, по письму – 55%, по счету (математика) – 80%.

  1. Осложняет работу учителя тот факт, что дети приходят разновозрастные. У детей большие различия в физиологическом развитии. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. В наших классах дети  от 6,5 до 8 лет. Часто родители отдают в школу ребёнка слишком рано – физически и эмоционально не созревшим. Эмоциональная зрелость важнее навыков. Причем эта незрелость не обязательно зависит от календарного возраста. Сегодня много детей, которые и в 7 и даже в 7,5 лет по своему психофизиологическому развитию к школе не готовы.  Индивидуальные сроки развития ребенка сдвинулись – более позднее созревание стало очевидным.  Возможно, это связано с общим ухудшением здоровья матерей и различными осложнениями при родах, которые впоследствии сказываются на детях. Сегодня чаще выхаживают глубоко недоношенных детей, у которых тоже могут замедляться сроки развития. Плохая экологическая обстановка также влияет на здоровье.
  2. Нуждаются в помощи логопеда в среднем 8-10 учеников  из класса.
  1. По результатам диагностики психолога, рекомендовано пройти курс занятий по адаптации к школе в среднем  15 детям из класса.
  2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Дети другие! Очень многие уже поступают в школу с позицией: «Вы мне обязаны». Даже малыши могут, например, сказать учителю: «Вы не имеете права делать мне замечание». Наблюдаем явное недоверие к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё, сказанное ими.
  4. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. На переменах просто беспорядочно бегают, чтобы сбросить энергию. Дети не играют друг с другом. Не знают игр, кроме компьютерных. Раньше во дворах были разновозрастные компании. Кто-то из старших детей вовлекал в игры младших, учил правилам,  и так это передавалось из поколения в поколение. Сейчас все – и старшие, и младшие – сидят за компьютерами. Прервался, видимо, этот поток передачи опыта от старших к младшим.  И как следствие — дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе. 
  5. Современные дети знакомятся с «умной» техникой чуть ли не с пеленок. У детей есть собственные смарт-часы, для игр и просмотра мультфильмов — планшеты. Они, конечно, уже знают, что использовать гаджеты можно не только для развлечений, но и для учебы.
  6. Среди родителей сильно мнение, что школа должна всему научить ребенка с нуля.
  7. Самым непростым делом для первоклассников оказалось умение дискутировать, спорить не ссорясь и не обижаясь друг на друга. Первоклассники пришли в этом году гиперактивные. Никто не хочет уступать друг другу, ругаются, плачут, обижаются.
  8. Увеличилось число ребят в классе, которые требуют особого внимания со стороны учителя (невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением).

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация — процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.

Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно используем игровые приёмы обучения. Проводим уроки-сказки, уроки-путешествия.  В целях снятия напряжения проводим анимационные физкультминутки.

В первом классе отметки не выставляются. В прописях и тетрадках пишу «Молодец!», «Хорошо!», наклеиваю наклейки в виде сердечек, звёздочек, солнышек, ставлю печати… так положительные эмоции помогают   формированию правильных познавательных и учебных действий.

Дети активно играют в развивающие  игры –  пазлы, лото на перемене и после уроков в ГПД.

 Мы стараемся адаптировать школьную программу под те особенности и нужды, которые есть у наших детей.

Отступление……

Школа – это отражение жизни общества. Сегодня она, как сказано в законе, «осуществляет образовательные услуги». А раньше – учила, растила, воспитывала. Учитель был на неком пьедестале, его уважали. Сегодня всё не так. Учитель очень уязвим. Бесправен.  Даже выставить из класса тех, кто мешает, срывает урок не имеет права. Потому что во время учебного процесса отвечает за жизнь и здоровье детей.