Исследовательская работа «Нить времени!»

Стремберг И. Э., учитель начальной школы ГБОУ № 297

2020 год – год юбилейный, год празднования 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Всё дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. Эти годы были самыми страшными для нашей страны. Знает ли поколение 21 века об этом? Надо ли помнить и сохранять историю своей Родины для наших потомков? Необходимо ли протягивать эту нить  – нить времени между поколениями и эпохами? Именно эти вопросы задаёт Ксения Тихонравова ученица  четвёртого класса, в своей исследовательской работе ” Нить времени!”

Цель работы – привлечь внимание учащихся к необходимости  преемственности поколений, к сохранению знаний и памяти о Великой Отечественной войне, о героизме наших предков, которым мы обязаны нашим настоящим и будущим, самой жизнью.

Для достижения цели Ксения  поставила следующие задачи: собрать и проанализировать материалы об источниках информации, посвященных Великой Отечественной войне; проанализировать информацию о памятниках, мемориалах, выставках, посвященных Великой Отечественной войне; раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса.

В работе выдержаны все части: введение, основная часть, заключение, список используемых источников информации и приложение.

В ходе работы Ксения выяснила, что для детей  основными источниками информации о Великой Отечественной войне являются:

  • семья (семейные воспоминания);
  • образовательные учреждения;
  • художественные произведения;
  • фильмы и песни.

В ГБОУ школе № 297 создан проект «Книга памяти». Ксения с мамой подготовили страничку о прадедушке Ксении. Ведь если каждый расскажет о своих родственниках, прошедших войну, история не будет забыта. Не будет забыт ни один солдат.

Работая над своим исследованием,  Ксения  была удивлена огромным количеством художественных произведений о Великой Отечественной войне, это рассказы, стихотворения, фильмы, песни…  В классе Ксения провела анкетирование.

Участвовал ли ты в проекте “Книга Памяти” в школе?

Да (36% – 8 чел.)

Нет (64 % – 14 чел.)

Как ты считаешь, необходимо ли читать художественные произведения, посвященные событиям Великой Отечественной войны?

Да (100% – 22 чел.)

Считаешь ли ты нужной именно для тебя информацию о Великой Отечественной войне?

Да (100% – 22 чел.)

По результатам анкетирования она отметила, что ответы ребят на 2-й и 3-й вопросы были полными. Среди прочитанных произведений самым распространённым была повесть В.П.Катаева «Сын полка». Также почти все опрошенные ребята  отметили необходимость чтения художественной литературы и получения информации из документальных источников  о Великой Отечественной войне,  чтобы знать историю своей страны,  своего народа и помнить её.

Среди выставок и интерактивных проектов особое впечатление на Ксению произвела Трёхмерная панорама «Память говорит. Дорога через войну». Это самый масштабный историко-художественный проект участников поискового движения России «Невский баталист». Ксения очень хотела бы участвовать в создании таких панорам, когда вырастет.

Закончив своё исследование, Ксения  пришла к выводу, что ее  поколение знает и помнит о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Школьники  ценят  мирную жизнь, которая досталась им  самой высокой ценой – ценой жизней  миллионов советских солдат.

Нить времени не оборвана, и более того, она соединит ещё не одно поколение!

Также в результате исследования Ксения выяснила, что большую часть информации о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. дети получают в образовательных учреждениях. В детских садах и школах это является обязательной частью воспитательного процесса. А сами ребята с радостью принимают участие в различных мероприятиях, приуроченных к историческим важным датам, связанным с событиями Великой Отечественной войны.

Работа аккуратно оформлена, написана грамотным языком, хорошо читается и воспринимается. К исследованию прилагается необходимый иллюстративный материал. Выводы автора, сделанные в ходе размышлений, аргументированы, убедительны, из чего следует, что Ксения достаточно хорошо изучила исторические и литературные источники, умеет формулировать собственные мысли и делать выводы. В ходе  подготовки автор, без сомнения, получил опыт отбора и  систематизации печатных материалов, а также публичных выступлений с презентационным материалом.

Но самый важный итог этой работы состоит в том, что он способствует развитию любознательности, исследовательской мысли и устойчивого интереса к истории родной страны.