Магнитные дидактические игры

Штемпель Н.В., воспитатель ГБДОУ детского сада  № 43

 Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. 
А.С. Макаренко

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игры  дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемые  педагогами в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче­ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Следует заметить, что дидактические игры должны, прежде всего, вызывать у детей позитивное настроение, радость от достигнутого результата. Именно это и есть залог успешного развития детей на ступени раннего возраста,  который имеет колоссальное значение для дальнейшего воспитания.

Наш детский сад оборудован магнитными дидактическими панно с разнообразной тематикой:  «Морские обитатели», «Русские народные сказки», «Правила дорожного движения», «Царское Село», «Пожарная безопасность». Также  у нас есть большое разнообразие магнитных плакатов по темам: «Природное сообщество водоемов», «Природное сообщества леса», «Природное сообщество луга», «Природное сообщество поля», «Птицы зимой», «Природное сообщество приусадебного участка».

Группы оборудованы магнитными досками как стационарными, так и переносными. В нашей группе активно используется   коллекция магнитных дидактических игр, созданных своими руками: «Собери пейзаж», «Собери натюрморт», «Собери портрет», «Правила поведения в музее», «Правила поведения в лесу», «Безопасность на улице», «Танграмм – животные», «Танграмм – космос», «Танграмм – транспорт», «Приготовь обед», «Вершки и корешки», «Одень девочку на прогулку», «Виды транспорта», «Кто что ест?», «Кто  где живет?».

Игры  соответствуют определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. Также соответствуют изучаемому материалу и строятся с учетом подготовленности детей и их психологических особенностей. Игры базируются на определенном дидактическом материале и методике его применения.

 Пример создания магнитной дидактической игры «Собери пейзаж».

 Разработку игры я начинаю с постановки цели.

Цель игры: ознакомить детей с пейзажем как с одним из видов изобразительного искусства.

Задачи:

  • сформировать знания о жанре пейзаж, его отличительных особенностях;
  • развивать умение составлять композицию, располагая детали или изображения на всем листе;
  • закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года и.т.д.

Формулирование игровой задачи для детей

Игровые задачи зависят от уровня (возраста), навыков и знаний детей. Игровые задачи в данной игре могут быть разные:

  • составить пейзаж определённого времени года;
  • необходимо найти ошибку, объяснить и устранить её;
  • на НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование): собери пейзаж или нарисуй и т.д.

Определение игровых действий детей

Игровые действия будут зависеть от игровой задачи.

Задача: составить осенний пейзаж.

Игровые действия: «Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть в игру «Собери осенний пейзаж». У меня есть осенний фон, но он совсем пустой. Предлагаю собрать на пустом фоне свой пейзаж.  Посмотрите,  на столе лежат различные изображения деревьев, цветов, облаков, домов и т.д. Ваша задача подобрать те предметы, которые подходят к нашему фону.

Изготовление игры

Для изготовления игры я подбираю картинки по теме, распечатываю на фотобумаге, вырезаю. Затем ламинирую и ещё раз вырезаю, приклеиваю на магнитное полотно.

Магнитные дидактические игры я использую в НОД для закрепления и систематизации знаний или для проверки знаний и умений детей. В процессе игры я устанавливаю, насколько правильно поняли и усвоили содержание НОД не только способные, но средние и слабые дети. Выявляю уровень знаний и умений детей, планирую дальнейшую работу по устранению недостатков.

Дидактические игры я организую во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста т.к. способствуют подготовке ребят к школе. Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро  находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.