Технологии развития регулятивных универсальных учебных действий

Веремей А.Д., учитель географии  ГБОУ школы-интерната № 8

Не для школы учимся, для жизни
Сенека

Саморегуляция у человека – регуляция своего состояния, поведения и деятельности, направленная на осуществление осознанных усилий по сохранению и поддержанию необходимого уровня жизнедеятельности, сдерживание проявления эмоции.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности, в которую входит:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения известного, усвоенного и неизвестного для учащихся;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений  в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья  в силу различных причин  являются психически и соматически ослабленными, социально запущенными,  имеют риски школьной и социальной дезаптации. Нередко имеет место задержка эмоционального развития, обусловленная рядом невротических наслоений: неуверенностью, боязливостью. В развитии личности по типу психической неустойчивости, безнадзорности, педагогической запущенности не воспитываются чувство долга и ответственность; формы поведения не стимулируют познавательную деятельность.  У таких детей плохо развито логическое мышление, отсутствуют навыки концентрации внимания, не сформированы навыки интеллектуальной деятельности, обнаруживается низкая работоспособность, низкий темп учебной работы. Все это приводит к снижению тонуса учебной мотивации, а поэтому требует от учителя системных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности и формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, выделяют регулятивные учебные универсальные действия:

  • способность справляться с жизненными задачами;
  • планировать цели и пути их достижения;
  • устанавливать жизненные приоритеты;
  • контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения и вести переговоры.

В подростковом возрасте формируется произвольная саморегуляция – осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.  

Особенно важно это для наших выпускников, потому что они должны быть готовы к той «взрослой жизни», в которую вступают практически после девятого класса. Выпускники выстраивают собственную образовательную траекторию, обеспечивая себе успешность и конкурентоспособность.

Современные педагогические технологии позволяют развивать у учащихся регулятивные учебные действия.

Технология коррекционно-развивающего обучения позволяет учителю управлять процессом развития и коррекции учебных действий у школьников; технология организации самостоятельной деятельности школьников развивает у учащихся умения самостоятельной организации поиска и обработки полученной научной информации. Исследовательской деятельности на уроке способствуют технологии организации исследовательской и проектной деятельности учащихся под руководством учителя. Технология проблемного обучения организует моделирование заданной ситуации  и ее реализацию. Интересна технология критического мышления, которая формирует у учащихся основы саморегуляции учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение цели. Овладению приемами самостоятельного решения учебного задания, перерастания самостоятельной работы в самоорганизацию и самоконтроль помогает технология использования в процессе обучения логико-понятийных схем, опорных символов  и конспектов.   

Педагогическая технология организации исследовательской деятельности широко используется в преподавании географии: исследование текстов, географических карт, статистического материала, рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм способствует достижению результатов, согласно поставленной цели.

Одна из основных тем пятого класса курса «География» — географические координаты. На уроке знакомимся с понятием «географическая широта», проводим необходимые упражнения по определению географической широты разнообразных географических объектов, оформляем записи в тетради. Все идет отлично: интерес, понимание, активная деятельность учащихся. На следующем уроке такая же картина при знакомстве с понятием «географическая долгота». Но стоит соединить эти два понятия в единую систему «географических координат»,  начинаются сложности и путаницы: широта вдруг может стать восточной или западной, долгота — северной или южной. Многие пятиклассники малознакомы с интеллектуальными играми, в том числе с «морским боем», и у них нет жизненного опыта, который они могли бы перенести с правил игры на научную основу. Но в каждом классе всегда находится талантливый ученик, который понимает смысл темы, очень этим гордится и приходит на помощь учителю – начинается индивидуальная практическая работа, направляемая и контролируемая учителем: демонстрация иллюстрации географического объекта, краткий, но яркий рассказ учителя, определение координат по карте, запись на доске и в тетрадях. С учителем по настенной карте полушарий работают по очереди два – три ученика; доброволец из учеников записывает координаты на доске; те ученики, кто все понял, а их уже не один – оказывают консультативную помощь своим товарищам. Учитывая то, что в классе до 14 учеников, помощь и консультацию в течение урока получают все, а дополнительная информация и яркие иллюстрации Санкт-Петербурга, Москвы, Эвереста, Мертвого озера, Байкала, острова Петра I и других географических объектов, географические координаты которых определяются на уроке, делают урок ярким, интересным, запоминающимся, достигшим своей цели.   

География в шестом классе – это знакомство учащихся с геосферами Земли. Регулятивные универсальные учебные действия формируются при работе с географической картой, при нанесении на контурные карты объектов литосферы и гидросферы, при создании графиков температур, схем круговорота воды в природе и биологического круговорота, климатодиаграмм, розы ветров.

Технологии самостоятельной и исследовательской деятельности применимы для организации выполнения творческих работ по страноведению в седьмом классе. Учащиеся индивидуально или парами – по желанию, получают задания по созданию характеристик и контуров стран разных материков.

Технология опорных конспектов на уроках географии используется при знакомстве с географией России. В восьмом классе с помощью географических карт и текстов учащиеся под руководством учителя создают опорные конспекты по отраслям хозяйства России. Каждый конспект состоит из блоков:

  • Отрасль – сырье и топливо для развития, их география.
  • Технология производства, продукция отрасли.
  • География и факторы размещения отрасли.
  • Проблемы отрасли и перспективы ее развития.

В девятом классе опорные конспекты строятся для каждого экономического района. Конспект состоит из восьми блоков:

  • Оценка экономико – географического положения.
  • Природные условия и природные ресурсы.
  • Освоение и заселение.
  • Население и города.
  • Специализация отраслей промышленности и транспорта.
  • Специализация отраслей сельского хозяйства.
  • Проблемы и перспективы.
  • Контроль.

В пределах каждого блока можно составлять план, строить схемы, таблицы, диаграммы. Для этого используется географический текст, карта, рисунок, статистические материалы. 

Интересна практика создания проблемных ситуаций с помощью высказываний великих людей о географии и решения их.

  • «География самая героическая и самая поэтическая из всех наук». (А.  Казанцев, писатель-фантаст).
  • «География – «мост между природой и обществом». (Н.Н. Баранский, советский экономико-географ, создатель советской районной школы как направления экономической географии).
  • «Язык географии – язык цивилизации». (А.П.Горкин, советский и российский экономико-географ, доктор географических наук, главный редактор издательства «Большая российская энциклопедия).
  • «Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями». (И. Е.Забелин, российский археолог и историк, специалист по истории Москвы, член-корреспондент по разряду историко-политических наук).
  • «География – та арена, на которой проходит человеческая жизнь» (В.Г. Белинский, философ, литературный критик).
  • «История есть география во времени, а география – история в пространстве». (Жан Жак Элизе Реклю, французский географ и историк, член Парижского Географического общества).
  • «Изучать географию без учебника трудно, а без карты невозможно».
  • «Карта – альфа и омега географии» (Н.Н. Баранский, советский экономико-географ, создатель советской районной школы как направления экономической географии).
  • «Микроскоп и телескоп увеличивают, а карта уменьшает. Градусная сеть – это уличная сеть земного шара». (Ю. М. Шокальский, русский учёный-географ, океанограф, картограф, генерал-лейтенант (1912), председатель Русского географического общества (1917—1931).
  • «Всякая параллель уверена, что могла бы стать экватором, если бы ее не ущемили в правах». (Марк Твен, американский писатель).
  • «Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален». (Козьма Прутков, литературная маска, под которой в 50—60-е годы XIX века выступали поэты Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы.
  • «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». (И.С. Тургенев, русский писатель).
  • «Мы не можем ждать милости у природы; взять их у нее – наша задача». (И.В. Мичурин, русский биолог и селекционер).
  • «Власть климата сильнее всех властей» — согласны ли вы с этим утверждением французского просветителя Ш. Монтескьё?
  • «Между нами пять материков, океанов голубая даль, карта мира, ты моя любовь, моя тоска, моя печаль» (В.П. Максаковский, советский и российский географ, экономико-географ, страновед, академик Российской академии).

Задания для решения проблемных ситуаций могут быть самыми разнообразными: найти доказательства, привести примеры, как вы понимаете это утверждение, согласны ли вы с этим утверждением, если не согласны, то почему, в каких источниках будете искать подтверждения данного высказывания. Такого рода задания повышают учебную мотивацию, формируют ответственность и самостоятельность, взаимопомощь и самоконтроль.

Формирование способности учащихся к саморегуляции и самоорганизации составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации, способствует выработке позитивной линии поведения и межличностного общения.