Задержка психоречевого развития. Развитие пространственных представлений на коррекционных и логопедических занятиях

Белозерцева Т.В., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8

19 февраля 2021 года учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8 Татьяна Васильевна Белозерцева провела вебинар на тему «Задержка психоречевого развития. Развитие пространственных представлений  на коррекционных и логопедических занятиях» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» – онлайн-институт коррекционной педагогики.

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков, развития мышления детей.

 Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность (высокий-низкий, длинный-короткий), понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине).

Формирование пространственных представлений – один из разделов программы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. 

Работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями строится по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми, но, учитывая недостаточность речевого развития, значительно больше уделяется внимания усвоению пространственной терминологии  и ее использованию в экспрессивной речи.        

Неполноценное речевое развитие дошкольников оказывает влияние на понимание и активное употребление ими словесных обозначений пространственных отношений. Недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма.

На вебинаре были освещены следующие вопросы:

  • Задержка психоречевого развития. Характерные особенности детей с ЗПРР.
  • Пространственные представления – сложная психическая структура.
  • Проявления дефицита пространственных представлений у детей.
  • Этапы работы по формированию пространственных представлений.
  • Занимательные игры и упражнения для развития, коррекции пространственных представлений.

Вебинар адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам, коррекционным педагогам, психологам, воспитателям и учителям, работающим с детьми с ОВЗ, руководителям структурных подразделений ДОО и СОШ, председателям ППК организаций, начинающим специалистам, студентам педагогических колледжей и ВУЗов, родителям.