Король и королева каллиграфии

Медведева Т.В., учитель начальной школы ГБОУ школы № 297

Каллиграфия – это музыка,
только 
обращённая не к слуху, а к глазу. 
В.В. Лазурский, советский график, художник книги и шрифта, каллиграф

Как известно, учение должно быть интересным, только тогда оно будет  полезным и успешным. Одним из наиболее действенных способов формирования интереса к познанию, к изучению школьных предметов является проведение предметных декад.

В нашей школе сложилась добрая традиция – ежегодно у нас проходит «Неделя начальной школы».  И этот год не стал исключением.  Предметная неделя, насыщенная мероприятиями,  прошла  весело, интересно и разнообразно.  Каждый ребенок стал активным участником  событий недели. Он мог попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мог работать индивидуально и в команде.. Участие в предметной неделе дало возможность раскрыть  способности каждого ребенка, выявить  одарённых детей.

Девиз недели – «Знания! Творчество! Дружба!»

В рамках «Недели  начальной школы» прошёл  конкурс «Король и королева каллиграфии». В нем приняли участие учащиеся 1-4 классов.

Цели и задачи конкурса:

  • выявить лучшего каллиграфа начальной школы;
  • проверить умение каллиграфически правильно писать буквы;
  • проверить навыки учащихся в скорописи;
  • развивать внимание, мелкую моторику, умение концентрироваться на работе;
  • развивать навыки работы в условиях соревнования.

От ребят требовалось написать текст аккуратным каллиграфическим почерком (без исправлений и помарок), применяя стандарты каллиграфии,  соблюдая  правила орфографии и пунктуации.

На первый взгляд  всё   кажется простым и лёгким. Но сколько стараний пришлось приложить конкурсантам, чтобы их работы были отмечены строгим жюри как лучшие. Победителей  было выявить очень трудно, потому что  старались все участники.  Учителя выбрали тех, кто каллиграфически правильно выполнил задание. Титул «Король и королева каллиграфии» получили:

Участник

Учитель

Звание каллиграфа

Андреев Елисей

Данилова Н.В.

Король каллиграфии

Беляева Софья

Ракина Т.В.

Королева каллиграфии

Маслов Тимофей

Ломакина К.А.

Король каллиграфии

Распопина Елизавета

Медведева Т.Н.

Королева каллиграфии

Ветренко Лина

Иванова Н.В.

Королева каллиграфии

Платонова Анна

Гилёва Т.Н.

Королева каллиграфии

Фомина Прасковья

Стремберг И.Э

Королева каллиграфии

Бурко Влад

Аликова А.М.

Король каллиграфии

Победителей наградили грамотами.

Также нужно отметить работу педагогов, которые подготовили детей. Это колоссальный труд. Только педагог знает, сколько  времени, сил и терпения было вложено в победу ученика.  Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается  с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе.

А нужно ли учить детей  красиво писать?

К сожалению, родители стали меньше придавать значение красивому и аккуратному почерку. Они часто проявляют недовольство тем, что учитель снижает отметку за почерк.

А ведь было время, когда в русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет. Исторические факты свидетельствуют, что во времена  А.С. Пушкина в Царскосельском лицее на изучение каллиграфии отводилось 18  часов в неделю. В 21 веке наступает монополия компьютерного набора текста,  и о каллиграфии забывают все, кроме учителей, для которых «корявое» написание работ учащимися становится настоящим бедствием.

За возрождение искусства  красивого письма ратуют не только педагоги, но  и детские психологи.

Взаимосвязь каллиграфии и грамотности, по мнению нейропсихологов,  самая очевидная: если ребёнок напишет письменную работу красивым, разборчивым почерком, он сможет прочитать и увидеть возможные ошибки, их исправить. Если работа написана неразборчиво, ребёнок толком её  и прочитать не сможет, соответственно, маловероятно, что он обнаружит ошибку – проверка затруднена.

Формирование каллиграфического навыка письма младших школьников является одной из важнейших задач начальной школы: именно от начальной школы зависит то, как ребенок будет относиться к процессу письма в дальнейшем. Учителю начальных классов важно не только способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развить в каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме.

Я считаю, что необходимо уделять больше внимания формированию красивого почерка  и не только в начальной школе. Этим мы обеспечим условия для  выработки грамотного письма и развития творческого потенциала детей в дальнейшем.