Использование визуально-ритмических пособий при коррекции нарушений устной и письменной речи у дошкольников и младших школьников с ОВЗ (авторский подход)

Розова Ю.Е., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8

12 февраля  2021 года учитель-логопед  ГБОУ школы-интерната № 8   Юлия Евгеньевна Розова провела вебинар (мастер-класс) на тему «Использование визуально-ритмических пособий при коррекции нарушений устной и письменной речи у дошкольников и младших школьников с ОВЗ. Авторский подход» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» — Институт повышения квалификации и переподготовки».

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Ритм сердца, дыхания, ходьбы, речи. Еще в середине ХХ века врачи и биологи после ряда исследований доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме и в заданной последовательности благотворно влияют на нервную систему. Такие занятия использовались для облегчения течения ряда заболеваний, они повышали концентрацию внимания, вызывали позитивный отклик у пациентов. Первыми занятиями были аналоги ЛФК с использованием ритмических последовательностей движений, а затем появилась и узкоспециализированная логопедическая ритмика. В настоящее время логопеды с удовольствием используют такие упражнения для развития речевых навыков и на занятиях по коррекции устной и письменной речи.

Известно, что одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Также на речь влияет способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность бывает нарушена у детей с ОВЗ и детей с ТНР. Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений.

В зависимости от  способа восприятия ритмы делятся на  динамические (временные) и статические (визуальные). Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, усвоению фонематической системы языка, развитию звуковой стороны речи, ускоряет развитие других лингвистических способностей.

Развитие ритмичности является неотъемлемой частью коррекционной работы и способствует развитию навыка правильного речевого дыхания, общей и мелкой моторики, преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребёнка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата).

Работа на  занятиях с визуально-ритмическими пособиями «Ритмический круг» и «Ритмическая парковка» позволяет  не только развивать  пространственно-временные отношения и ритмичность, но и помогает осуществлять «запуск речи», повышает  эффективность   логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения,   развитие  фонетико-фонематического и слогового анализа  и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, нарушений чтения и письма. 

На вебинаре были раскрыты следующие вопросы:

  • Теоретический аспект. Визуально-ритмические пособия и их роль в коррекции нарушений устной и письменной речи. 
  • Методические рекомендации по использованию визуально-ритмических пособий на логопедических занятиях при коррекции различных речевых нарушений.
  • Практические примеры традиционных и авторских  игр  и упражнений с пособиями «Ритмический круг» и «Ритмическая парковка».

В вебинаре приняли участие 535 человек – это учителя-логопеды ДОУ и школьных логопунктов, учителя-дефектологи, коррекционные педагоги,   студенты педагогических колледжей и ВУЗов, а также родители.