Использование интерактивных онлайн-досок в дистанционном и очном обучении

Сивцева О. В., учитель английского языка ГБОУ № 604

В образование в 2020 году по объективным, не зависящим ни от кого причинам, вошёл термин «цифровая весна», онлайн обучение стало тем, что до недавнего времени казалось чем-то неправильным. Получение образования в заочной или дистанционной форме всегда казалось либо некачественным, либо высшим уровнем мотивации. То, что мы имеем сейчас, отсутствием качества точно назвать нельзя: огромный выбор курсов, приложений, учебников, ресурсов, педагогов разных уровней – море возможностей на любой вкус. При этом очень хотелось бы оставить очный формат обучения, живую коммуникацию, учебники и тетради. В онлайн образовании очень важна роль учителя, который помогает сохранять высокий уровень вовлеченности и мотивации, к сожалению, это было потеряно во время дистанционной весны. Если ученики однажды потеряли интерес к учёбе, то вернуть его обратно очень сложно. Но мы также пришли к выводу, что сегодня можно учиться не только в школе, и для обучения не всегда необходимо взаимодействие между учеником и учителем или учеником и учеником, оказывается,  есть много других возможностей.

Использование интерактивных онлайн-досок может стать очень полезным инструментом в проведении уроков и создании различных видов проектов, так как уроки-проекты – неотъемлемая часть современного процесса образования. Если над проектом или любым другим заданием трудится группа учащихся, то эффект от такой работы другого качества.

Интерактивная онлайн-доска Padlet дает возможность визуализировать информацию, работая в группах, парах или индивидуально,  находясь на расстоянии друг от друга. При этом работа идёт под контролем координатора, который корректирует данный поток информации. 

Очень полезным оказался для учащихся опыт использования онлайн доски Padlet при подготовке к экзамену по устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, т.к. у этой доски есть возможность записи голосовых сообщений. Благодаря этой функции учащиеся могут записать чтение текста в формате экзамена, монологическое высказывание, ответы на вопросы, задать вопросы, дать описание картинки.  Координатор страницы задаёт возможность комментировать высказывания учащихся и, что очень ценно, все могут прослушать записи друг друга. Выпускники 9 и 11 классов очень часто не любят слушать свои голоса, а такая форма работы постепенно приучает их забыть этот страх: запись своего голоса становится привычным заданием, и выпускники концентрируются на задании (рисунок 1).

Онлайн доску Padlet также можно эффективно использовать и для развития письменных навыков на уроках английского языка, и при подготовке к итоговой аттестации. Выпускники 9-го класса пишут электронное письмо, а выпускники 11-го – и письмо, и эссе. Навык письма очень трудно выработать на уроках, очень часто на выработку этого умения у учителей просто не хватает времени. Виртуальная доска может помочь развить не только навыки письма, но и креативные возможности учащихся. Ученики пишут свои сочинения, к которым можно прикрепить рисунок, видео, текстовый документ или презентацию. Эта работа доступна для просмотра всем участникам проекта: ученик может добавить комментарии, поставить «лайк», воспользоваться шаблоном другого.

На рисунке 2 представлена работа учеников 9-х классов «Where do you live?», в которой нужно было описать место, где вы живёте, дом, квартиру, добавить фото или музыкальный файл.

На рисунке 3 проект о любимом празднике.

Кроме «Стены» у Padlet есть и другие возможности презентации информации, которые очень интересно было бы использовать  в работе учителя  для взаимодействия с учениками,  для вовлеченности в процесс обучения, и на уроках, и в дистанционном режиме.

Мы живём в очень сложный период – он вынуждает нас идти на перемены, которые могли бы быть реализованы нами гораздо позже.

Необходимость развития навыков критического и творческого мышления, сотрудничества и коммуникации не исчезла с появлением в нашей жизни онлайн обучения. Напротив – у нас  появилось еще больше возможностей.