Дорогу осилит идущий

Иентш С.В., преподаватель ОРКСЭ ГБОУ школа № 511

Современная школа полна инноваций. Одним из инновационных направлений содержания школьного образования я считаю разработку курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс реализует требования  нового  Федерального  государственного  стандарта  общего образования, который одной из ведущих задач школы считает «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

«Дорогу осилит идущий» – это  девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Задача учителя вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом  помогает личностно-ориентированный подход к обучению. Другого подхода у этого предмета нет.

В  возрасте десяти-одиннадцати лет важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов. В сегодняшнее непростое время наши дети часто слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере, как мы сможем объяснить это детям?

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения – это его родители. Именно поэтому учителя ГБОУ № 511 уделяют большое внимание работе с семьями учеников.

Каждый год в рамках Дня открытых дверей наши учителя проводят мероприятия, в которых непосредственное участие принимают родители.

Традицией стали такие формы, как уроки семейного чтения у учителей Бобылёвой С.В. и Гамоцкой Н.В.. На этих уроках и дети, и родители читают произведения известных русских писателей, вместе находят проблему и озвучивают выходы из проблемных ситуаций. Часто взгляды детей и родителей не совпадают, завязывается дискуссия, споры, иногда со слезами, но обязательно находится выход, который устраивает и детей, и родителей. После таких уроков дети лучше понимают родителей, а родители видят и узнают проблемы своих детей, о которых многие даже не догадывались.

На таких  уроках создаются условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, а соблюдение нравственных форм становится внутренней потребностью учащихся, помогает в социализации и самоопределении в будущем.