Образовательное путешествие как способ развития познавательного интереса обучающихся

Болотчева Е.В., учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ
школы-интерната № 67

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) задают новые ориентиры для развития краеведения как направления общего образования. Обозначенные в ФГОС образовательные результаты («портрет выпускника»), среди которых важнейшее значение имеет такая личностная характеристика обучающегося, как «любящий свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции», заставляют педагогическое сообщество трансформировать свои взгляды на миссию школьного краеведения.

В настоящий момент краеведение является одним из важнейших педагогических инструментов духовно-нравственного развития ученика. Создание условий для воспитания гражданина, не только знающего историю своего края и понимающего ценности региональной культуры, но и переживающего чувство территориальной принадлежности и ощущающего себя частью локального сообщества, – цель «нового краеведения».

Важное место в развитии познавательного интереса обучающихся в освоении ими культурного наследия города, в становлении ценностного отношения и приобретении практических умений играют занятия, проводимые вне стен школьного кабинета. Несомненным достоинством подобных уроков является то, что обучающиеся «общаются» не с посредниками краеведческой информации (учителем, текстом учебника, учебного пособия), а с реальными, подлинными памятниками.

Как учитель истории и культуры Санкт-Петербурга я часто сталкиваюсь с проблемами и трудностями организации непосредственного контакта обучающихся с городской средой. Многие из учеников не только не бывают в центре города, но и не знают историю собственного района. Экскурсии в «музейные дни» также не решают проблему, так как в этом случае дети, как правило, остаются пассивными слушателями, а экскурсовод – единственным источником знаний.

Одним из способов изучения истории и культуры Санкт-Петербурга, который превращает ученика из пассивного объекта в исследователя, является образовательное путешествие. Образовательного путешествие – это педагогический метод, который направлен на познание мира, и главным в этом познании является не объем полученных знаний, а процесс их приобретения. Основная цель этого метода – самоопределение личности в пространстве.

Образовательное путешествие – это практическое разрешение задачи превращения окружающей ребенка природной и культурной среды в среду развивающую путем непосредственного изучения объектов окружающего мира, выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены.

Метод образовательного путешествия схож с методом проектов. Обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск информации (получают ее, знакомясь с объектом как текстом культуры), анализируют ее, делают выводы.

Однако, чтобы ребенок смог воспринять объект через всю гамму чувств, стать исследователем, открывающим «тайны» городских достопримечательностей, учителю, как организатору исследовательской деятельности обучающихся, необходимо продумать не только маршрут передвижения и отобрать объекты для осмотра, но и сформулировать задания, вопросы, которые заставят обучающихся рассматривать, выдвигать собственные версии, обсуждать их с товарищами.

Образовательное путешествие предполагает три этапа: подготовку к путешествию, работу на маршруте и подведение итогов путешествия (защиту). Кратко охарактеризую каждый из этих этапов:

1. Подготовка к путешествию начинается с определения его темы (названия) и идеи (проблемы), выбора объектов для исследования и составления маршрута. Далее создается алгоритм деятельности обучающихся в городской или музейной среде, который формулируется в виде вопросов и заданий, составляющих содержание маршрутного листа. Необходимо ввести учеников в контекст предстоящего исследования, дать основные термины и понятия, снабдить нужной для исследования информацией.

2. Работа на маршруте. Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа обучающихся на маршруте, который может «пролегать» как в городской среде, так и в музейном пространстве. Маршрут включает объекты, объединенные идеей путешествия, расположенные в непосредственной близости друг от друга, доступные для непосредственного исследования. Обучающиеся получают маршрутные листы, в которых обозначены тема и идея путешествия; объекты культурного наследия (при их указании необходимо дать обучающимся четкие ориентиры или приложить карту), предлагаемые для исследования вопросы для размышления. В маршрутном листе необходимо четко определить последовательность действий обучающихся, а вопросы и задания составить таким образом, чтобы сконцентрировать внимание детей на определенных объектах, побудить их внимательно рассматривать, исследовать, выдвигать версии и обсуждать, анализировать полученную информацию. То есть вопросы должны быть построены таким образом, чтобы ответы на них можно было найти,   лишь находясь непосредственно у объекта, изучив его, сделав логические выводы. В маршрутный лист могут быть включены следующие дидактические материалы: карты, схемы, иллюстрации, которые могут служить источниками информации. Если в процессе путешествия появляются неразрешимые вопросы, учитель, не давая готовый ответ, указывает на возможные дополнительные источники получения информации «за рамками» образовательного путешествия.

3. Подведение итогов путешествия. Данный этап (иногда его называют «защитой») является обязательным и предполагает анализ и презентацию полученной в ходе путешествия информации. Участники отвечают на неразрешимые в ходе путешествия вопросы маршрутного листа, используя различные источники информации (книги, Интернет-ресурсы и др.), и подготавливают папки путешественника. В папку обучающиеся вкладывают информационный лист, маршрутный лист, фотографии, информацию об объектах, творческие работы (рисунки, стихи, заметки, эссе и др.). Презентация образовательного путешествия строится как проблемное обсуждение, в ходе которого ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, обозначенные в маршрутном листе. Форма проведения занятия может быть различной: выступление подгрупп, диспут, театрализация, создание выставок или коллекций. В любом случае, это не урок, а обучающая игра, имеющая свои правила и определенную систему оценивания.

В качестве примера хочу привести методическую разработку образовательного путешествия «Памятники Великой отечественной войны в нашем городе», адресованного обучающимся 7-8 классов. Идея путешествия: формы сохранения памяти о прошлом (памятные доски, мемориалы, топонимы, воинские захоронения, памятные знаки и пр.).

Обучающимся предстоит образовательное путешествие по Пушкину с остановками у могилы генерала-лейтенанта И.В. Хазова, памятника 76 и 77 истребительным батальонам НКВД в Александровском парке, мемориалов «Формула скорби» и «Ополченцы». Детям выдаются маршрутные листы с картой той части города, по которой пройдет маршрут, и пометками остановок и объектов.

Работа на маршруте

Образец маршрутного листа:

Военно-мемориальное наследие является действенным механизмом развития исторической памяти. Места памяти (мемориалы, монументы, предметы, здания, географические точки, воинские захоронения) окружены особой символической аурой. Их роль – это, прежде всего,  напоминание о прошлом, которое наполняет смыслом жизнь настоящую.

Еще А. С. Пушкин говорил о том, что «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно».

Военные монументы – это разновидность мест памяти, которые позволяют сохранять коллективную память. Город Пушкин богат памятниками военной славы. Путешествие по местам памяти позволит  не только узнать подробности создания и уникальную историю того или иного объекта, но и проследить их общее предназначение.

 Остановка № 1. (Александровский парк)

Рассмотрите памятник и скажите, на месте чего он установлен? Что позволяет вам сделать такой вывод?

Кем был этот человек и чем он прославился?

Какое здание находится в парке напротив данного обелиска и почему оно разрушено?

Как вы считаете, почему этот человек похоронен именно в Пушкине, хотя был родом из Саратовской области?

Название какого объекта в Пушкине также связано с именем этого человека?

Узнайте, в каком году появилось это название и с чем была связана дата его появления?

Остановка № 2. (Александровский парк)

Осмотрите внимательно данный мемориал.

Почему на памятнике врезаны в бетон цифры «76» и «77»?

Из кого состоял личный состав этих батальонов?

Узнайте, что такое истребительные батальоны?

Предположите, почему данный памятник был установлен именно в этом уголке Пушкина?

Когда проходили бои между бойцами истребительных батальонов и наступавшими на город немцами?

Как вы думаете, в чем значение этих боев?

Узнайте, в каком году был установлен памятник? С чем связана дата его установки?

Посмотрите на оригинальный вид памятника, каким он был до 2012 года, и сравните его с сегодняшним. Что нового появилось на памятнике и для чего?

Остановка № 3. (пересечение Дворцовой и Московской улиц)

Рассмотрите внимательно мемориал и скажите, чем отличается этот памятник от увиденных ранее?

Прочтите  надпись, выполненную на одной из треугольных плит, и цитату из Ветхого Завета. Кому посвящен этот мемориал? В память о каких событиях был создан?

Как вы считаете, почему именно этот ветхозаветный текст был подобран для этого памятника?

Почему данный памятник был установлен именно в этом месте, недалеко от Александровского дворца?

Что представляет собой скульптура? Воплощением какой эмоции она является? Подумайте, какое название носит этот мемориал?

Узнайте, в каком году был основан мемориал? Предположите, с чем связана дата его основания?

Остановка № 4. (Петербургское шоссе, 16)

Внимательно рассмотрите все элементы мемориального комплекса, прочтите надписи, сделанные на них. О чем хранят память эти объекты, кем и почему они были созданы?

В виде чего выполнена стела, являющаяся композиционным центром мемориала, и кого изображает выполненный на ней барельеф?

Что представляют из себя мемориальные доски, находящиеся на противотанковых заграждениях?

Пройдите по аллее от главной стелы в глубь мемориала. Что вы видите, почему эта территория имеет такой облик?

Прочтите надпись на гранитной глыбе, установленной здесь.

Сделайте вывод о предназначении мемориального комплекса, его роли в жизни города и горожан.

Узнайте, почему данный мемориал расположен именно в этом месте?

Когда он был создан? Предположите, с чем была связана дата его основания?

Окончание маршрутного задания. Ваше путешествие подошло к концу. Дома просмотрите свои записи. При необходимости используйте для ответов дополнительную литературу, дополните свой отчет зарисовками или фотографиями.

Ответьте на вопрос: Чем связаны между собой все увиденные вами места памяти, о чем хранят память эти объекты? Какое у них у всех предназначение?

В какие периоды наиболее активно возводились военные монументы?

Таким образом, как учитель-практик, работающий в школе-интернате с непростым контингентом обучающихся, могу отметить, что образовательное путешествие в качестве педагогической технологии интересно детям, так как дает им определенную свободу действий и мысли, возможность погрузиться в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почувствовать себя первооткрывателями и исследователями. Обучение происходит в форме сотрудничества между учениками, а также между учениками и учителем, развивает навыки коммуникативной культуры, создает условия для социальной активности обучающихся, то есть способствует формированию ключевых метапредметных умений. Образовательное путешествие как метод полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта, который ставит главной задачей развитие личности ученика через деятельностный характер обучения, лежащий в основе данного метода.