Использование активных методов обучения (АМО) на уроках математики

Дрягина О. Г., заместитель директора по УВР,
учитель математики ГБОУ № 604 

Основной целью школьного образования в современных условиях помимо приобретения необходимого набора знаний и умений является раскрытие и развитие природного потенциала каждого обучающегося, создание благоприятных условий для развития его способностей. Игровая среда, в которой будет возможность для любого ученика проявить инициативу и самостоятельность, с лёгкостью реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения цели. Использование активных методов обучения в образовательном процессе позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Сегодня от школьника требуются умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения определённых вопросов, проявляя при этом гибкость и творчество, умение налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, которые позволят ему быть уверенным и  самостоятельным в будущем. Для решения такой задачи необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения.

Умственная нагрузка обучающихся на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у ребят интерес не только к изучаемому материалу, но и к  активному его изучению  на протяжении всего урока.

Постоянно ведутся поиски новых более эффективных методов обучения и методических приемов, которые позволили бы активизировать учебную деятельность обучаемых, стимулировать их к самостоятельному получению и применению знаний. Такие методы и называются «активными». Активными называются такие методы, при которых деятельность обучающихся носит продуктивный, творческий характер.

Основная задача развития активных методов обучения заключается в том, чтобы обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Познавательная активность показывает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление ученика к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и ученика.

Познавательная самостоятельность – это стремление и умение самостоятельно мыслить; способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению определенной задачи, желание не только понять учебную ситуацию, но и найти способ ее разрешения; развивать критический подход к суждениям других; независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность – это те качества, которые характеризуют интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они развиваются только в деятельности. Именно активные методы обучения, побуждающие к мыслительной и практической деятельности, развивают интеллектуальные качества человека.

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. В качестве основных достоинств выступают:

  • высокая степень мотивации, самостоятельности и инициативности,
  • развитие социально-значимых навыков,
  • сформированность умения добывать знания и применять их при решении практико-ориентированных задач,
  • развитие творческих способностей.

Возможность свободы выбора делает обучение более сознательным, продуктивным и высоко результативным.

АМО строятся на практической направленности, творческом подходе к обучению, интерактивности, применении разнообразных коммуникаций, использовании знаний, умений и опыта обучающихся, на организации групповой работы ребят, вовлечении в процесс обучения всех органов чувств, системно-деятельностном подходе к обучению, двигательной активности и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО обусловлено тем, что разработка методов строится на психологической и методологической базе.