Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста

Лебедева Г.В., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 43

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.

В задачи пальчиковой гимнастики входят: формирование и коррекция всей речевой системы; развитие высших психических функций, в том числе слухового внимания, зрительной памяти; развитие кинестетических ощущений и подражательных способностей.

Пальчиковые игры проводятся тремя способами:

  1. Взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит.
  2. Взрослый выполняет движения руками ребенка.
  3. Ребенок выполняет движения своими руками.

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа: упражнения для кистей рук

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

II группа: упражнения для пальцев условно статические

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа: упражнения для пальцев динамические

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

При проведении пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать по возможности все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, за точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в данной группе упражнений и возвращаться к ним по желанию малыша.
  11. Продолжительность пальчиковой гимнастики не должна быть больше 7-10 минут.

В своей работе я использую принцип дидактики: от простого – к сложному, количество и степень сложности планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Тексты упражнений легко ложатся на слух ребенка и настраивают на игру.  В процессе занятий дети запоминают движения и слова. Тем самым я повышаю уровень речевого развития детей.

Литература:

  1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990. №8. С.62-65.
  3. Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. 2006. №10
  4. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2006. — 60 с.