Интеграция экспериментирования с разными видами детской деятельности

Коряковцева И.М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон, американский проповедник,

философ, поэт и писатель

Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

 Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это познавательный период, когда ребенок задает много вопросов и хотел бы получить на них ответы. Для того чтобы пополнить представления об окружающем мире, существует метод экспериментирования. Именно в дошкольном возрасте происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, пока ещё не связанных между собою в какую-то систему. Этот удивительный метод дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Очень важно, чтобы дети самостоятельно смогли понять и открыть для себя новое и интересное.

Я работаю воспитателем в подготовительной к школе группе и уделяю экспериментированию особое внимание. Я интегрирую экспериментирование с различными видами детской деятельности. Например, в изобразительной деятельности: ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Я предлагаю ему попробовать сделать эту краску самому. Наблюдаю, не вмешиваясь и ничего не объясняя, за его действиями. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него не получается, подсказываю, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

 В театрализованной деятельности я помогаю детям сделать вывод, о том, что на основе тени и света можно создать удивительный теневой театр.

Например: свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагаю то же самое проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

– Ребята, а сейчас есть тень? (нет)
– А почему не стало тени? (нет света)
– Значит, бывает тень без света? (нет)

Далее можно предложить деткам поиграть с тенью.

В познавательно-исследовательской и игровой деятельности провожу следующие эксперименты:

  • Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно сохраняет форму.
  • «Волшебный танец» — педагог показывает «танец» скрепок, рассыпанных на поверхности альбомного листа, а затем просит детей пояснить, как у него это получилось (движение магнита под листом бумаги).
  • «Интересная картина» – для того чтобы собрать картину, понадобятся металлические и неметаллические детали различной формы. Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магнитов и металлических деталей на доске. Я предлагаю детям выяснить, как она создана. Далее дети проверяют действие магнитов разной формы, рассматривают алгоритм изготовления необычной картины.

Благодаря интеграции экспериментирования с различными видами детской деятельности ребёнок приобретает ряд навыков: умение видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.