Интеграция основного и дополнительного образования в педагогических измерениях качества образовательного процесса

Кузнецова Е.А., руководитель ОДОД, 
педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 297

Токаревских Н.А.,  методист ГБОУ школы № 297

Оценкой качества образования с помощью метода педагогических измерений ГБОУ школа № 297 занимается третий  год. За это время педагогическим коллективом школы создана целостная система оценки качества образования как основной школы, так и творческих объединений ОДОД.

Она включает в себя:

  • Оценку и развитие функционального чтения.
  • Анализ усвоения пройденного материала.
  • Объективную оценку состояния двигательных функций обучающихся.
  • Оценку проектной деятельности учащихся.
  • Развитие метода педагогических измерений в оценке групповой проблемной работы и оценке индивидуальной научной и исследовательской деятельности в 1-4 и 5-11 классах с использованием технологии проектов.
  • Оценку качества образования творческих объединениях ОДОД и внеурочной деятельности.
  • Разработку педагогического инструментария, с помощью которого проводится оценка эффективности деятельности учителей-предметников, учителей начальных классов, педагогов-организаторов, воспитателей групп продленного дня, педагогов ОДОД.
  • Создание электронной базы кодификаторов по оценке качества обучения школьным предметам и выполнения дополнительных программ ОДОД.
  • Создание на основе информационно–коммуникативных возможностей школы нестандартных оценочных технологий на основе метода педагогических измерений.
  • Использование метода педагогических измерений в социальном проектировании путем использования индивидуальной самооценки и оценки работы внутри коллектива.
  • Использование метода педагогических измерений в здоровьесберегающей деятельности школы.
  • Создание методических рекомендаций, пособий, брошюр для ОУ.

В целях распространения опыта разработаны:

  • методическое пособие «Современная цифровая образовательная среда в школе как фактор оценки качества образования и эффективности деятельности педагогических работников»;
  • методические рекомендации «Инструментарий и технология оценки качества образования и эффективности деятельности педагогических работников в школе на основе метода педагогических измерений»;
  • сборник кодификаторов для основной школы и ОДОД.

Система полностью апробирована внутри образовательной организации, результаты размещены на сайте школы, изданы в электронной учительской газете «ПеЛиКАН» и в разделах методических объединений ИМЦ Пушкинского района.

В программу развития ГБОУ школы № 297 на 2020 — 2024 годы была включена подпрограмма «Интеграция основного и дополнительного образования в педагогических измерениях качества образовательного процесса».

Цель ГБОУ школы № 297 на новый период программы развития: построение целостного образовательного и развивающего пространства  как условие  развития личности ребёнка, ориентированной на гармонизацию, культурологическое, духовно-нравственное, креативное, социальное развитие. 

Задача: оценить рост качества основного образования каждого обучающегося, проходящего обучение в творческих коллективах ОДОД по схожим дисциплинам.

В современных условиях возникла настоятельная потребость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования.

Мы хотим, чтобы в ГБОУ школе № 297 основное и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами,  создающими  единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого обучающегося.

Чтобы в полной мере реализовать эту программу, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы по оценке качества интеграции основного и дополнительного образования.

Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута, включающего и занятия по интересам;
  • создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:

  • использование часов учебного плана дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках работы творческих объединений с целью предпрофильной подготовки;
  • проведение педагогами дополнительного образования занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации;
  • создание базы интегрированных образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся;
  • организация совместно с ОДОД работы в рамках научной деятельности учащихся.

С начала нового 2020 — 2021 учебного года перед школой стоит задача оценить и измерить качество всех факторов интеграции основного и дополнительного образования, их согласованность, взаимодействие и взаимовлияние. ГБОУ школа № 297 находится в самом начале интересной и очень важной работы. Школа будет информировать о результатах деятельности всех своих партнеров и участников программы сетевого взаимодействия.

Для получения успешных результатов этой работы  важно творческое сотрудничество всех педагогов школы, создание единой методической модели  работы педагогического коллектива.

Поэтому педагогам основного и дополнительного образования так важно знать и понимать проблемы друг друга: тех, кто занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.

Модель интеграции основного и дополнительного образования ГБОУ школы № 297 и метод измерения его качества базируется на принципе полноты образования, то есть базовое и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, тем самым создавая единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка.

Как же оценить результаты этой работы, чтобы  иметь возможность корректировать и регулировать процесс? Эту задачу ГБОУ школа № 297 решает и будет решать, используя метод педагогических измерений.

Мы подробнее остановимся на оценке качества образования ОДОД ГБОУ школы № 297 на основе метода педагогических измерений.

В 2018 — 2020 годах ОДОД оценивал качество дополнительного образования детей с помощью системы диагностических и оценочных процедур, основанных на методе педагогических измерений. Педагогами составлены сборники кодификаторов оценки качества образования, подлежащих замеру через мониторинг деятельности творческих объединений ОДОД.

Каждый кодификатор имеет 5 модулей (блоков),  также состоящих из 5 тем и  включающих теоретическую и практическую подготовку, учебно-интеллектуальные, коммуникативные и организационные компетенции; в кодификатор  также входят скрипты  для автоматической обработки всех полученных результатов.

В школе создана универсальная матрица, которая подходит для оценки качества образования учащихся в творческих объединениях художественной, краеведческой и патриотической направленностей, кодификаторы для музыкальных и хореографических объединений, театральной студии. Диагностика проводится два раза в год: промежуточная, в конце первого полугодия, по целому разделу или значительной части курса, и итоговая диагностика в конце учебного года или по окончании  курса.

Полученные результаты мониторинга являются комплексным показателем успешности образовательной деятельности и позволяют целенаправленно вести работу по формированию позитивного отношения ко всем субъектам образовательного процесса.

В этом учебном году педагогами ГБОУ школы № 297 была составлена таблица схожих программ и разделов основного образования и ОДОД с возможными результатами интеграции.

При составлении таблицы педагоги ориентировались, например, на то, что материал уроков истории, истории и культуры Санкт-Петербурга переплетается с музейной, поисковой, краеведческой работой ОДОД, которая, в свою очередь, опирается на знания, полученные в учебном процессе, и т.д.

Сравнивая качество образования учащихся, посещающих и не посещающих занятия в  ОДОД, мы получили убедительные данные о связи количества занятий в ОДОД, выбранных детьми,  и успеваемости. Эта связь ярко прослеживается между обучающимися, которые вообще не ходят в творческие объединения, и ребятами, которые посещают хотя бы один вид дополнительных занятий.

Интеграция общего и дополнительного образования может идти как по содержанию, так и по организационным формам, хотя оцениваются они по различным критериям. Исключение составляет лишь предмет Физическая культура, имеющий единый кодификатор с Школьным Спортивным Клубом.

Дисциплины основного образования

Объединения ОДОД

Результат интеграции

Физическая  культура

Школьный  спортивный клуб, хореографические объединения

Развитие здоровьесберегающих технологий школы, сдача норм ГТО

Математика

Шахматы

Сдача ГИА, результаты ВОШ, профориентация

Русский  язык, литература

ТО социально-педагогической направленности: «Мысль и слово», пресс-центр, театральная студия

Сдача ГИА, результаты ВОШ, победы на районных и городских конкурсах, профориентация

Биология, химия, география, физика

Объединения естественнонаучной направленности

Сдача ГИА, победы в олимпиадах различных уровней, профориентация

История и культура Санкт-Петербурга

Краеведческие объединения

Профориентация, победы в олимпиадах различных уровней, ВОШ, создание банка личных инициатив

ОБЖ

Объединения патриотическного направления (Зарница)

Профориентация, ЗОЖ, победы на олимпиадах по ОБЖ, развитие патриотизма в школе

Музыка

Вокальная и инструментальная студии

Профориентация, победы на городских и региональных олимпиадах по музыке, разносторонне развитая личность

ИЗО и технология

Творческие объединения декоративно-прикладной, технической направленности.

Профориентация, результаты ВОШ, победы на районных и городских конкурсах

Очевидно, что в целом качество школьного образования зависит от качества, достигнутого в каждом из его компонентов, и качества их взаимосвязи. Обогащению образовательной среды ГБОУ школы № 297 новыми возможностями созидательно-творческой деятельности способствует органическая связь общего и дополнительного образования, которую можно рассматривать как один из принципов образовательной системы школы.

В целом тенденция интеграции состоит в нарастании числа комплексных программ и проектов. Такие программы опираются на материал практически всех школьных учебных предметов.

Их трудно выстроить умозрительно, но они «выращиваются» нашим школьным сообществом.

Педагогические измерения еще раз доказывают, что  школа – единое образовательное пространство. Достаточно результативная модель интеграции дополнительного образования и общего образования ГБОУ школы № 297 предусматривает создание единого пространства обучения, развития и воспитания детей путем активного включения дополнительного образования в образовательный процесс школы.

Результаты интеграции основного и дополнительного образования в ГБОУ школе № 297 мы видим в:

  • повышении качества образования;
  • переходе от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной образовательной системе в условиях общеобразовательного учреждения;
  • обновлении содержания рабочих программ общего и дополнительного образования;
  • формировании устойчивого интереса и мотивации обучающихся к собственной учебной деятельности;
  • оптимизации учебно-воспитательного процесса;
  • разработке индивидуальных карт развития учащегося при взаимодействии с творческими объединениями ОДОД.