Профилактика дисфункции сенсорной интеграции у детей с ТНР

Буслова С. П., воспитатель группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР (ОНР) ГБДОУ № 46

Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР, мы столкнулись с определенными проблемами, одной из которых является дисфункция сенсорной интеграции – нарушение сбора и обработки сенсорной информации (тактильной, зрительной, слуховой.) и выработки ответной реакции.

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Она является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге, организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве); позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ).

Создателем метода сенсорной интеграции является американский ученый, эрготерапевт Джин Айрес. Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в развитии взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств, для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом.

Для решения этой задачи необходимо включение элементов сенсорной интеграции в общую систему воспитательной, образовательной и коррекционной работы, создание определённой развивающей предметно-пространственной среды.

В нашей группе представлено множество игр и пособий, тренирующих зрительное восприятие, формирующих представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, различные схемы и лабиринты, материалы для изобразительной деятельности и др.

В своей работе мы активно используем дидактические игры и презентации по лексическим темам на интерактивной доске. Но у ИКТ есть и свои минусы, так как в настоящее время обилие гаджетов и отсутствие контакта с природой являются одними из основных причин возникновения дисфункции сенсорной интеграции у детей.

Для развития слухового восприятия мы используем «звучащие коробочки», наполненные разнообразными мелкими предметами, различные звучащие игрушки и предметы, издающие звук, музыкальные инструменты, музыкальный центр с набором дисков с различными звуками живой и неживой природы, мелодиями, песнями, различные дидактические игры и игровые упражнения. Весьма эффективны, например, упражнения «Что звучит?», «Узнай по голосу», «Где звенит колокольчик?», «Кто как кричит?», «Повтори мелодию». Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, учат различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам.

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать обонятельные и вкусовые анализаторы. Они обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. Для стимуляции вкусового и обонятельного анализаторов мы используем флакончики с запахами, пакетики со специями, баночки с чаем или кофе, цветы и засушенные растения. Проводим дидактические игры «Фрукт или овощ?», «Что сегодня на обед?», «Угадай по запаху», «Накорми обезьянку», рекомендуем родителям вместе с детьми делать дома «вкусную артикуляционную гимнастику» и др.

Для развития проприоцептивной и вестибулярной системы нами используются игры и упражнения на развитие равновесия (балансировка) «Канатоходец», «Аист», катание на велосипедах, самокатах, прыжки через скакалку, игры с мячом. Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция для того, чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения. Для этого применяются игры «Огонь-лёд», «Замри», имитация движений животных.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Развитию тактильно-двигательных ощущений способствуют продуктивные виды деятельности: лепка из пластилина, соленого теста; рисование пальцами; игры с крупной и мелкой мозаикой; сортировка мелких предметов (камешки, пуговицы, желуди, бусинки); игры с камешками, сыпучими материалами (устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем камешки в разные емкости, бросаем шарики и кубики в воду, перекатываем между пальцами, выкладываем различные сюжеты на сенсорном коврике); игры с песком (пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке).

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук, поэтому в своей работе мы используем традиционную пальчиковую гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению тактильной чувствительности. Хороший эффект дает использование массажных мячей, Су-Джок шаров.

 Используемые нами приемы сенсорной интеграции способствуют формированию представлений о предметах, явлениях окружающего мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Опыт работы был представлен в ноябре 2018 года на районном семинаре-практикуме для заместителей заведующих по УВР и старших воспитателей «Организация применения профессиональных стандартов в дошкольном образовательном учреждении».