Методическое объединение в новом формате

Черевичная Н.Н., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 8
Шныпко Ю.М., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 8
Ляликова Е.В., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 8
Розова Ю.Е., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8

0рганизация и проведение уроков, коррекционно-развивающих занятий в условиях дистанционного обучения

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой традиционные методы контактного общения стали не просто временно недоступны, а просто недопустимы. В период осенних каникул в условиях «удаленной» работы учителя начальных классов ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района провели методическое объединение в дистанционном формате, используя новую платформу «Яндекс. Телемост».

На методическом объединений рассматривалась тема «Организация и проведение уроков, коррекционно-развивающих занятий в условиях дистанционного обучения».

Такой вид работы выступил прекрасной возможностью освоить новые профессиональные компетенции, изучить передовой опыт применения научно-обоснованных и эффективных практик и технологий дистанционного обучения и поделиться ими с коллегами. При этом методическое объединение имело практическую направленность, ведь дистанционное обучение — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. Каждый педагог имел возможность не только познакомиться с представленным материалом по теме мероприятия, но и в онлайн режиме поработать на представленных платформах и порталах.

Столкнувшись с проблемами дистанционного обучения в прошлом учебном году, учителя начальных классов для учащихся с ОВЗ могут с уверенность сказать, что не все представленные платформы и порталы эффективны в работе с данной категорией учащихся. В современной системе образования представлено большое количество сайтов, которые позволяют организовать учебную деятельность по основным школьным дисциплинам, а вот организация и проведение коррекционно-развивающих занятий, внеурочной деятельности «ложится на плечи» каждого конкретного педагога школы. Данный вопрос на сегодняшний день остается актуальным и открытым.

Задача педагога коррекционной школы сегодня заключается в создании условий воспитания и обучения, способствующих не только усвоению учащимися программного материала, но и появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. При этом здоровье и развитие детей, получающих коррекционную помощь, стали напрямую зависеть от способности педагога сориентироваться в стремительно меняющейся реальности. Зачастую пауза и даже короткая остановка в коррекционных занятиях для многих категорий наших подопечных приводит к неминуемым последствиям – к потере, подчас с таким трудом, сформированных умений и навыков. Поэтому так важно правильно организовать дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, удержать качество коррекционной помощи на должном уровне.

Учителя, уже имеющие опыт ДО, еще раз проанализировали основные плюсы и минусы данного вида обучения для учащихся с ОВЗ.

 К плюсам дистанционного образования, по мнению учителей «коррекционщиков», можно отнести следующее:

  • обучение в индивидуальном темпе— скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от личных обстоятельств и потребностей;
  • доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
  • мобильная и эффективная реализация обратной связи между преподавателем и учеником, являющаяся одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
  • использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
  • творчество— комфортные условия для творческого самовыражения обучающегося.

Но существуют и очевидные минусы, которые часто для конкретных учеников перекрывают все плюсы:

  • отсутствие очного общения между учеником и преподавателем (моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, ограничиваются, а для особого ребенка физическая отдаленность от человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, и отсутствие постоянного контроля и одобрения, являющиеся для наших обучающихся мощным побудительным стимулом, — это значительный минус);
  • необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий (для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося);
  • необходимость постоянного доступа к источникам информации (нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет);
  • ощутимый недостаток практических занятий.

На методическом объединений председатель МО, учитель начальных классов Черевичная Н.Н. и учитель-логопед Розова Ю.Е. поделились опытом проведения уроков и коррекционных занятий в дистанционном формате. На МО педагоги обсудили преимущества и недостатки основных образовательных платформ, ЭОР, которые подтвердили свою эффективность на практике во время весеннего дистанционного обучения с данной категорией учащихся. Педагоги познакомились с новыми порталами и платформами, на которых можно в доступной для наших учеников форме организовать проведение коррекционных занятий и занятий по внеурочной деятельности. Учителя начальных классов Шныпко Ю.М. и Ляликова Е.В. познакомили коллег с формами организации онлайн контроля знаний учащихся и показали варианты их применения на уроках и внеурочной деятельности.

Докладчики подготовили презентацию и методические материалы, которые будут полезны не только учителям, но и родителям. Ведь в условиях дистанционного обучения роль родителей в овладении ребенком образовательной программой многократно возрастает. Для того чтобы учить и учиться дома и педагогу, и ребенку, и родителям требуется систематическое взаимодействие друг с другом.

Надеемся, что знания, полученные в ходе МО, позволят сохранить преемственность коррекционного обучения и запустить процесс формирования нового перспективного направления – дистанционной коррекционной педагогики, что сделает ее доступной для большого числа детей и родителей, повысит компетенции педагогического и родительского сообщества.