Образовательные ситуации на песке (из опыта работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи)

Казунина Ю. П., воспитатель группы компенсирующей направленности 
для детей с ТНР (ОНР) ГБДОУ детский сад № 46

Сегодня педагогу при организации образовательного процесса необходимо владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями. Одной из таких технологий, которую мы используем в своей работе, является рисование песком на световом столе.

Вместе с детьми мы с увлечением погружаемся в лексическую тему через двигательную активность, то есть буквально проживаем информацию. Дети рисуют на световых столах и одновременно получают справочную информацию с обилием интересных фактов. Образовательные ситуации сопровождаются музыкой и обилием демонстрационного тематического материала. Данная методика, согласно исследованиям, способствует интеллектуальному росту, развитию познавательного интереса и  навыков, необходимых в процессе обучения.

Песок даёт нам возможность оказаться в любом уголке  мира, будь то жгучая пустыня или Крайний Север, окунуться в подводный мир или очутиться в непроходимых джунглях и даже отправиться в путешествие во времени.

Световой стол с кварцевым песком даёт нам возможность вместе с детьми с нарушениями речи погрузиться в лексическую тему недели: оказаться в саду с фруктовыми деревьями или на овощной грядке. Например, мы упражняемся в образовании существительных множественного числа в игре «Чего много в огороде?» (огурец – много огурцов). Образовываем существительные в родительном падеже в игре «Угадай, чего не стало?», закопав в песок овощ. Также визуализируем игру «Сбор урожая» –  срываем и срезаем овощи, которые растут на земле, выкапываем и выдергиваем из песка муляжи овощей и складываем корнеплоды в ящик. На световом столе проводим пальчиковую игру:

В огород пойдем, урожай соберем (шагаем пальчиками по песку)
Мы морковки натаскаем, (вытаскиваем морковь двумя пальчиками) 
И картошки накопаем, (копаем пальчиками песок)
Срежем мы кочан капусты, (“срезаем” ладошкой капусту)
Круглый, сочный, очень вкусный, (рисуем круги на песке)
Щавеля нарвем немножко (“рвём”)
И вернёмся по дорожке. (шагаем пальчиками по песку)

Для развития диафрагмального дыхания сдуваем и раздуваем песок в играх «Что под песком?», «Выровняй дорогу», «Ямка», «Секрет» и др.

Отрабатываем на песке артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики. При  выполнении упражнения «Лошадка» дети щелкают языком,  одновременно пальцами ритмично в такт щелчкам, «скачут по песку».

Автоматизируем звуки в играх «Заведи мотор» (произносим звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку, или рисуем букву Р), «Горочка» (набираем в руку песок и произносим звук С, насыпая горку), «Клад» (находим клад и четко называем все предметы, которые нашли).

Эффективно корректируются на световом столе лексико-грамматические нарушения речи в таких играх с песком, как «Путешествие» (отрабатываются глаголы), «Подбери слово» (ищем в песке предметы, подбираем прилагательные, согласовывая их в роде с существительным).

Дифференцируем звуки, изображая тарелки – круги на песке, и просим ребенка, в тот момент когда он слышит звук “А”,  выкладывать камень на большую тарелку, а когда услышит звук  “У” – на маленькую. Выполняем моторные программы, рисуя последовательность двух геометрических фигур, ребенок “шагает” по ним то ребром ладони, то кулаком и одновременно произносит звуки.

Для профилактики дисграфии лепим с детьми буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я».

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Песок представляет образовательную площадку и для развития математических способностей у дошкольников. В игре-путешествии «Потерянный сундук» закрепляем умение детей ориентироваться на плоскости, совершенствуем понимание пространственных соотношений (вверху, внизу, слева, справа, в центре). Помогаем Маше добраться до дома, выкладывая на песке дорожки из больших и маленьких камней, формируем понятия «длиннее-короче», «больше-меньше», тренируем порядковый счёт. В игре «Числа и цифры» ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой. Также по фрагменту закопанной цифры дети  распознают её в игре  «Какая цифра спряталась?». Предлагаем ребёнку выложить столько ракушек, сколько раз другой ребёнок хлопнет в ладоши, потом на одну больше или меньше и т.п.

Также проводим игры-экскурсии по родному городу на песке, рисуем с помощью шаблонов и трафаретов достопримечательности города Санкт-Петербурга. Таким образом мы знакомим детей с особенностями архитектуры нашего города.

Благодаря организации образовательных ситуаций на песке  ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Перенос традиционных педагогических занятий на световой стол с песком даёт большой образовательный и воспитательный эффект.