Организация логопедической работы по профилактике и преодолению  дисграфии  на основе нарушений фонемного распознавания: авторский подход

Розова Ю.Е., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8

3 ноября  2020 года  мною был проведён  вебинар на тему «Организация логопедической работы по профилактике и преодолению  дисграфии  на основе нарушений фонемного распознавания: авторский подход» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» — онлайн-институт коррекционной педагогики.

Дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако, практическая и научная актуальность её изучения не снижается. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. В настоящее время у 65-70 % детей в  начале обучения в школе обнаруживаются затруднения при обучении письму. Часто учащиеся неплохо справляются с математикой, окружающим миром и другими предметами, но испытывают большие трудности при изучении русского языка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Одна из распространенных форм дисграфии — дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания.  Для дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания характерны ошибки в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных.

Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи.   В процессе письма для правильного различения и выборе фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смысло-различительными; дифференциация звуков, выбор фонем осуществляются на основе следовой деятельности, слуховых образов, по представлению. Вследствие нечеткости слуховых представлений о фонетически близких звуках выбор той или иной фонемы затруднен, следствием чего являются замены букв на письме. Актуальность проблемы формирования навыков фонетического  анализа и синтеза у учащихся 1-4  классов  обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

На вебинаре были освещены следующие вопросы:

  • Специфика логопедической работы по преодолению  дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.
  • Теоретические основы изучения дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у школьников.
  • Анализ фрагментов письменных работ учащихся 1-4 классов, имеющих данный вид дисграфии.
  • Авторские диагностические методики обследования речевого развития учащихся 1-4 классов.
  • Варианты диагностических работ «Дифференциация гласных I-II ряда», «Дифференциация согласных».
  • Методические рекомендации по устранению  на основе нарушений фонемного распознавания. — Содержание этапов логопедической работы по преодолению данного вида дисграфии у младших школьников.
  • Программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением   фонемного распознавания у младших школьников».
  • Методические разработки логопедических занятий по профилактике и коррекции  дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания (конспекты занятий, практические задания).
  • Представление авторских  учебно-методических  пособий   по теме вебинара.

Вебинар был адресован практикующим логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам, педагогам и родителям учеников начальных классов, студентам педагогических вузов. Использование в работе методических и практических  материалов данного вебинара  позволит педагогу  провести эффективную пропедевтическую и коррекционную работу, поможет отследить динамику состояния письменной речи ребенка. Некоторые задания из методических рекомендаций могут быть использованы родителями для работы с ребенком в домашних условиях.