Спиридонова Е. Д.: Шипы и розы в профессии учителя

Спиридонова Е. Д., учитель физической культуры ГБОУ школы № 530

В нашей семье три педагога: мой прадедушка был учителем истории в школе-интернате, мама – завуч и учитель высшей категории,    я –  учитель физической культуры и методист ОДОД со стажем 1 год и 1 месяц. Изначально я хотела быть тренером,  вся  моя  жизнь с раннего детства и  по сей день  связана  со спортом.  Но в  10 классе я просто влюбилась в алгебру и грезила мечтами о работе учителем математики, мне было интересно придумывать свои способы решения уравнений и  задач, а ещё я  мечтала выводить  красной ручкой оценки и замечания в дневниках. Но судьба распорядилась иначе – я  поступила  в педагогический институт на направление «Физическая культура». Знаете, я ни разу  об этом не пожалела.  Я окончательно поняла, что это моя стихия, моя стезя. Странно слышать иногда, что учителем физкультуры может стать абсолютно любой  –  с  моего потока, а это 93 человека, только  шестеро пошли работать по профессии. За  четыре  года обучения я  сроднилась с учебниками  по физиологии, анатомии, теории физической культуры и психологии детей. А  на 1 курсе мне повезло  – у нас была высшая математика, вот здесь я и блеснула своими знаниями.

Однако возвращаемся к теме. В первый год  работы мне дали  серьёзную  нагрузку: уроки , ОДОД, внеурочка, классное руководство, и  руководство школьным  спортивным  клубом. Все бы ничего, но  мне всего 21 год, а моим ученикам 14  –  разница небольшая.   На первом же уроке  все, чему учили   в университете на семинарах  и лекциях по психологии,  я забыла в первую же минуту, хотя я с вечера готовила свою речь, чтобы никто не почувствовал  моё  невероятное волнение.

Конечно, мне помогают:  мама  подсказывает, как  нужно себя вести и как реагировать на  разные ситуации,  в  которых я могу оказаться,  поддерживают и  мои наставники. Но знаете, во многих моментах  советы не очень помогают, потому что  каждый сам определяет свой стиль взаимоотношений с ребятами, сам набивает свои шишки и учится на собственных ошибках.  Учиться на чужих получается не всегда.  Как и в любой   профессии, у педагогов  есть определенный скрипт общения и работы,  но каждый  свою работу делает по- своему ….

И вот  что я могу сказать о «шипах и розах» на основании своего школьного опыта. Самое главное  – это психологическая подготовка. 1 сентября ты трясешься и не знаешь куда деться,  потому что  вступаешь  во взрослую жизнь . Я – учитель!

На первых порах, кажется, все прекрасно:  к тебе все хорошо относятся, пытаются  помочь.  Потом понимаешь,  что  люди, которые тебя еще не узнали,  воспринимают тебя со своих позиций. То есть  многие  родители и дети думают,  что это я пришла в школу, а не они.   С одной стороны,  это смешно и приятно, с другой,  будто тебя  и не воспринимают всерьез.

Поступив на работу в прошлом году,  я   получила  классное руководство в 8-ом классе,   сейчас это  уже  9-ый  –  один из самых тяжелых и трудных в школе. Также я веду и начальные классы.  Розы в моей профессии – это  общение   с моими старшими, мы близки    друг другу (разница в возрасте невелика),  быстро можем найти общий язык и подружиться. Но учитель – это  не только друг.  Он – учитель.  Классный  руководитель же  помимо должностных имеет перед своими детьми  и моральные  обязательства, которые диктует его  совесть.

Анализируя  итоги прошедшего года, я скажу так: первым «шипом»  стало  отношение других учителей к моему классу. Когда тебе отдают самый тяжелый класс и говорят, что ничего из них не выйдет,  ты начинаешь бороться против всех и защищать своих детей. Да, я не скажу, что все в моем классе Эйнштейны, но к каждому из детей нужен свой подход,  и ребенок раскроется в том, что ему интересно.  Все дети разные: кто – то любит математику, кто-то  физкультуру, кто- то биологию, а кто- то обществознание и, понимая это, я стараюсь своих детей направлять туда, где они успешны.

Хочу сказать, что  учителю, если он остаётся  в своей профессии,    нужно чаще обращать внимание  на «розы», видеть хорошее в детях, которых  мы обучаем, а не ставить на всех крест.  Нельзя сделать так, чтобы все дети были идеальными голландскими розами без шипов!   Нет, все мы люди,  все мы разные. И меня радует, что мне удалось самой сплотить свой класс и наладить взаимоотношения с детьми и между ними.  У них нет от меня секретов, а у меня от них. И в любой трудной ситуации я готова их поддержать и помочь. Но и в моем классе есть ребенок, которому я не нравлюсь и  не всегда понимаю причину этого.  Это и есть моя «роза с шипами»,  стремящаяся меня  иногда уколоть. Я стараюсь больше взаимодействовать с ним, но не всегда получается. Мне а хочется узнать, о чем он думает и чем ему помочь. Вот такой  мой  класс.

С начальными классами намного легче. Это дети, которые  только начинают познавать мир, они доверчивы,  им интересны новые знакомства,  поток новых знаний.  Вся их энергия выливается на моих уроках, и я,  с одной стороны рада этому, а,  с другой,  мне страшновато   за кем -то не уследить. Во всех классах есть  озорники, которые  ставят подножки, дергают друг друга, дерутся с другими детьми.  Как правило, это  идёт от родителей , которые не научили своих  детей правилам поведения и уважения  к другим. Школа это корректирует, однако, не всегда успешно. Учителям это стоит нервов и сил.

В любой профессии есть свои минусы и плюсы, но я горжусь своей работой и своими детьми, за которых я всегда готова заступиться и помочь им  в трудную минуту.