Развитие молодежной журналистики в Пушкинском районе Санкт-Петербурга

Бердыкулова Н.Э., руководитель Пушкинской студии журналистики ГБУ ДО ЦДЮТТИТ
Иванова А.Я., методист ГБУ ДО ЦДЮТТИТ Пушкинского района Санкт-Петербурга

Из опыта работы Пушкинской студии журналистики ГБУ ДО ЦДЮТТИТ Пушкинского района Санкт-Петербурга

Студии журналистики ГБУ ДО ЦДЮТТИТ Пушкинского района Санкт-Петербурга более 20 лет. Это одно из основных и крупнейших отделений в структуре Центра. Ее работа направлена на популяризацию журналистики среди детей и подростков, обучение ее основам. Образовательные программы объединений Студии выстроены с возможностью преемственности. Самые маленькие воспитанники переходят в старшие группы и на углубленном уровне изучают основы журналистики – газетной (печатной), радио, ТВ, интернет (мультимедийной). Они осваивают верстку периодических изданий, графический дизайн,  аудио-  и видеомонтаж. Студия журналистики курирует следующие объединения Центра: «Печатные СМИ в начальной школе» (9 – 11 лет), «Юные телеведущие» (9 – 12 лет), «Медиа-клубок» (11 – 13 лет), «Основы радиожурналистики» (12 – 18 лет), «Телеведущий» (12 – 18 лет), «Видеомонтаж» (12 – 18 лет), «Основы газетной журналистики» (13 – 18 лет) и «Верстка периодических изданий и графический дизайн» (14 – 18 лет).

В объединениях «Печатные СМИ в начальной школе» дети создают газету «Совенок» и пробуют себя в роли корреспондентов, фотографов и редакторов. Они учатся искать новости, брать интервью, писать рецензии на любимые мультфильмы и фильмы.

На занятиях в объедении «Медиа-клубок» ребята изучают основы журналистики и работают над выпуском собственной газеты «Вприпрыжку». Газета выходит раз в месяц. Ребята сами придумывают ее «от и до»: рубрики, главную тему номера, анонсы.

В объединении «Основы газетной журналистики» выпускают ежемесячную газету «ШАГ» — Школьную Авторскую Газету и практикуются на учебном сайте — портале пушкинских школьников «СТЕНА». На редакционных занятиях школьники работают над газетным номером: выбирают общую тему, распределяют между собой журналистские задания, располагают тексты на полосах, определяют сроки дедлайна.

Объединения «Юный телеведущий» и «Телеведущий» помогают учащимся уверенно чувствовать себя в кадре, правильно говорить и расставлять смысловые акценты. Дети работают над собственными передачами, снимаются в социальных и журналистских роликах.

Обучаясь в объединении «Основы радиожурналистики»,  ребята выпускают авторские передачи, подкасты и ведут прямые эфиры радио «Пушка». Практика включает в себя упражнения на дикцию и постановку голоса, интонации.

В объединении «Видеомонтаж» школьники снимают репортажи и социальные ролики, пишут сценарии новостных лонгридов. Также они выступают в роли операторов и монтажеров  аудио- и видеоматериалов.  

В объединении «Верстка периодических изданий и графический дизайн» дети учатся верстать и разрабатывают макеты газет, буклетов, календарей и другой печатной продукции, а также осваивают программы – в том числе и онлайн-сервисы – для верстки и графического дизайна.

В Пушкинской студии журналистики уделяется особое внимание развитию конкурсного движения. Участие в конкурсах важно по многим причинам. Во-первых, это желание ребят проверить и показать себя. Во-вторых, это работа в конкурентной среде – как и профессиональные СМИ, учебные сильно отличаются друг от друга. Кроме того участие и победы в конкурсах формируют престиж Студии.  Вот перечень конкурсов, форумов и фестивалей, в которых воспитанники Студии ежегодно принимают участие: «Издательская деятельность в школе» (ВШПМ СПбГУПТД), «Юнга+» (ЧелГУ), форум «Взлет» (ЛГУ им. Пушкина), «Проба пера» (СПбГУ), «Мастерская юнкоров» (ГБНОУ Академия цифровых технологий).

Также Пушкинская студия журналистики реализует собственные проекты: «Городской открытый Царскосельский Форум школьной прессы», уже давно ставший «визитной карточкой» Центра, а также дистанционный информационный проект для школьных лагерей «ПрессЛето».  Форум включает в себя несколько заочных конкурсов, а очный конкурс проводится в последние выходные апреля. Первые два дня проводятся конкурсные мероприятия и мастер-классы, третий день – награждение. В заочных конкурсах участвуют редакции из разных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Томск, Новосибирск, Чита, Ярославль, Тула, Челябинск, Екатеринбург и др.), в очном этапе всё-таки большинство команд из Петербурга, но есть и гости издалека.  Например, к нам приезжают ребята из города Шарья (Костромская область, наши постоянные участники), из Владимира, с Алтайского  края.

Учащиеся Студии выступают не только в роли конкурсантов, но и становятся верными помощниками оргкомитета Форума – волонтерами. Обязанности волонтеров год от года меняются в зависимости от специфики проведения Форума в данном году. Но в целом  это три общих направления: помощь гостям (конкурсантам, педагогам, спикерам), наблюдение за порядком (протоколы с нарушениями, выявленными волонтерами, передаются жюри) и  информационное освещение. Кроме студийцев   в качестве волонтеров на Форуме выступают и студенты ЛГУ им. Пушкина.

Помощь студентов Студии также необходима на дистанционном информационном проекте «ПрессЛето». На базе школ создаются летние лагеря, с которыми ЦДЮТТИТ ведет сотрудничество. Весной Студия проводит опрос  школ Пушкинского района, будут ли у них лагеря и хотят ли они поучаствовать в проекте. Составляется список лагерей, к которым потом прикрепляются кураторы проекта. Студия организует сбор кураторов – студентов-журналистов и старших студийцев, которые потом отправляются в лагеря, чтобы с отдыхающими сделать газету или мультимедийную ленту. В проекте могут участвовать и  нескольких заинтересованных ребят, и  целый отряд в зависимости от интересов и возможностей лагеря. Кураторы занимаются с детьми, получают педагогический и редакционный опыт. Вместе с ребятами им нужно выбрать название для газеты, придумать дизайн, найти в лагере интересные новости, написать о них, сфотографировать, сверстать. При желании и возможности  кураторы могут сделать со своими подопечными не газету, а подкаст или видеорепортаж.

Выпускники Студии после успешного освоения программ дополнительного образования, участия в конкурсах и проектах приобретают журналистские знания и навыки. В будущем это поможет им при поступлении в профильные вузы и станет подспорьем  в дальнейшей профессиональной деятельности.