Итоговые продукты подпроекта «Экотропинки» Программы развития системы образования Пушкинского района Санкт-Петербурга

Лощинская И. В., старший воспитатель ГБДОУ № 16

Создание в ГБДОУ Пушкинского района Санкт-Петербурга условий эффективного экологического и валеологического образования детей – это главная цель подпроекта «Экотропинки», который входит в проект «Царскосельский дошколенок – маршруты успеха» Программы развития системы образования Пушкинского района Санкт-Петербурга.

За период 2016-2020 годы дошкольными образовательными организациями Пушкинского района Санкт-Петербурга была проведена огромная работа по реализации задач подпроекта «Экотропинки».

С целью повышения своих профессиональных знаний и творческого потенциала в эколого-валеологическом направлении, развития сетевого взаимодействия педагоги района проходят курсы повышения квалификации, активно транслируют свой опыт на конференциях, семинарах разного уровня, участвуют в методических объединениях района и города, международных проектах и программах, творческих конкурсах.

В 2017 году, в Год экологии, в городском конкурсе «Лучший эколог» одержал победу и занял  1 место педагог именно Пушкинского района. А участвуя в международном проекте между образовательными учреждениями Санкт-Петербурга и Вены (Австрии) «Школьный экологический сертификат», который реализуется при поддержке Комитета по образованию, ГБДОУ № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга стало ПЕРВЫМ В РОССИИ дошкольным учреждением, которое в результате прохождения процедуры экологической сертификации образовательной организации в 2019 году получило высокую награду – экологический сертификат.

Для формирования у дошкольников сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью близких, природным ресурсам родного края, подготовки к осознанному восприятию целостности окружающего мира, единства природы и человека через развитие элементов экологического сознания, а именно осмысление себя как части природы, в районе проводятся следующие мероприятия: экологические акции, конкурсы детского творчества, экологические праздники и досуги, непрерывная образовательная и культурно-досуговая деятельность, прогулки на природу, квест-игры и многое другое. Массовыми мероприятиями являются городской детский экологический фестиваль «Царскосельские лучики» и зимний «Экомаскарад».

В связи с необходимостью формирования у родителей дошкольников умений проведения в семье мероприятий, направленных на экологическую защиту, на обучение детей правилам поведения в окружающей среде, в дошкольных учреждениях используются разнообразные формы работы: экологический совет, мастер-классы, семейные гостиные, творческие конкурсы, совместные с детьми мероприятия.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды. Главными задачами при этом являются: создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры; экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка; создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения.

Результатами реализации подпроекта «Экотропинки» стали следующие методические продукты.

1. Сборник авторских сценариев экологических праздников, спектаклей в детском саду.

В данном сборнике представлены авторские сценарии праздников и спектаклей экологической направленности для детей раннего и дошкольного возраста. В сборнике представлены авторские экологические праздники «О чём плачет природа?», «Сказка о Зелёном болоте», «Здоровье всего дороже», «Берегите красоту земную» и другие.

2. Экологический календарь Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Экологический календарь представлен в виде видеофильмов (выпуск № 1 и выпуск № 2), который знакомит дошкольников с знаменательными днями и праздниками экологической направленности.

3. Планы работы «Школы природы», городского методического объединения «Экологический клуб педагогов «Розовое поле», «Экологического совета».

Включают в себя планы работы за период 2016-2020 годы,  эти  пособия позволят познакомиться с направлениями работы экологического клуба «Розовое поле», экологических советов дошкольных учреждений Пушкинского района и проведенными мероприятиями экологической направленности.

4. Серия альбомов «Человек – часть природы».

Познавательный проект в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста в рамках экологического образования «Человек – часть природы» направлен на то, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к природе, разбудить интерес к ней, желание  беречь и охранять её. Итоговым продуктом реализации проекта стали альбомы «Человек – часть природы», созданные родителями и детьми.

5. Авторский путеводитель «Прогулки по Царскому Селу».

Авторский путеводитель «Прогулки по Царскому Селу» составлен для родителей юных путешественников. Он станет верным помощником при организации семейных выходных, совместных экскурсий.  Познавательные факты достопримечательностей Царского Села позволят более подробно узнать об истории города, воспитать у детей чувство гордости и патриотизма. А как следствие – ведение природоохранной деятельности по отношению к своей малой родине.

6. Игротека авторских игр эколого-валеологической направленности представлена в виде сборника экологических игр для детей дошкольного возраста «ЭКОследы по Царскому Селу». Представленное пособие является методическим продуктом кустового методического объединения № 1 Пушкинского района Санкт-Петербурга, которое объединяет педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих в группах общеразвивающей направленности. В сборнике представлены авторские экологические игры, которые нацелены на решение такой важной задачи, как формирование представления у детей дошкольного возраста о роли природных объектов Царского Села в сохранении флоры и фауны региона. Сборник адресован педагогам, специалистам дошкольного образования, родителям (законным представителям) воспитанников. Подробное описание авторских игр позволяет легко ее воспроизвести самостоятельно.

7. Сборник «За нами будущее» включает в себя авторские сценарии непрерывной образовательной и культурно-досуговой деятельности в сфере экологического образования дошкольников. В него включены авторские разработки 25 дошкольных учреждений Пушкинского района.

8. Фотоальбом «Всеми чувствами к природе».

В электронном альбоме «Всеми чувствами к природе» представлен фотоотчет по реализации подпроекта «Экотропинки». Представленные фотографии позволяют познакомиться с проведенными экологическими мероприятиями в дошкольных образовательных учреждениях Пушкинского района – это акции, детское творчество, дипломы и грамоты побед в конкурсах, квест-игры, мастер-классы, опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность, прогулки, экскурсии, публикации, развивающая предметно-пространственная среда, экологические досуги, праздники, непрерывная образовательная деятельность, участие ДОУ в экологических программах, проектах, экологические плакаты.

9. Мультимедийный банк.

Мультимедийный банк – это огромный комплекс эколого-валеологических методических разработок и материалов. В нем представлен богатый опыт учреждений Пушкинского района в области экологического образования дошкольников. В него включены: видеофильмы; виртуальные экскурсии, экологические игры, мимио-проекты, мультфильмы, сценарии непрерывной образовательной деятельности, план-программа по экологическому образованию дошкольников, познавательные презентации, мастер-классы, работа с педагогами ДОУ, работа с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ, социальные ролики, сценарии экологических досугов, развлечений, квестов, экологические плакаты, сценарии экологических праздников, экологические проекты.

Подпроект «Экотропинки» реализовывали почти все дошкольные учреждения района и свои материалы представили следующие организации: 
 – ДОУ №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 44, 45, 46.
 – ДО  школ №№  297, 407, 695, 606, 460.

Созданные методические продукты имеют высокую практическую значимость и полноценно отражают реализацию подпроекта «Экотропинки».