Игры с палочками Кюизенера  как средство математического развития  детей старшего дошкольного возраста

Коршева Е. И., воспитатель ГБДОУ детского сада № 43

Математика имеет задачей не обучение исчислению,
но обучение приемам человеческой мысли при исчислении.

Лев Толстой

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного и интеллектуального интереса, формирование мыслительных умений, способностей к моделированию, которые позволяют стремиться к творческому поиску нового. В связи с этим в педагогическом процессе особая  роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Счетные палочки Кюизенера как дидактическое средство соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, уровню развития детского мышления, в основном, наглядно-действенного и наглядно-образного. Основные его особенности – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Этот яркий и привлекательный дидактический материал делает процесс обучения весёлым и занимательным, играет  роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это,  ребенок  получает прочную  основу для дальнейших математических достижений.

Бельгийский педагог Джордж Кюизенер изобрел развивающее пособие (его фамилия и стала названием). В комплект входят разноцветные пластмассовые брусочки с поперечным сечением в 1 кв. см  и длиной от 1 до 10 см. Такая комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. Числовые фигуры,  количественный состав числа из единиц и двух меньших чисел – эти неизменные атрибуты метода отвечают современной дидактике детского сада.

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Одним из критериев готовности ребенка к школе является  развитие  мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе – исследователь,  открывающий для себя мир. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием,  игры и упражнения с ними помогают решению следующих задач:

  • ознакомить детей с понятиями цвета и величины;
  • ознакомить с последовательностью чисел натурального ряда (четные и нечетные числа);
  • осваивать прямой и обратный, количественный и порядковый счет;
  • развивать пространственные представления (слева, вверху, выше и т.д.);
  • познакомить с составом числа из единиц и двух меньших чисел;
  • помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания;
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию;
  • развивать способность к моделированию и конструированию;
  • развивать психические процессы: логическое мышление,  восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь;
  • развивать умение работать в коллективе;
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, самоконтроль.

Меня заинтересовала проблема успешного развития  математического и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, использование инновационных игровых упражнений и логических игр.

Работу с палочками Кюизенера я начала с детьми подготовительной к школе группы. Дидактические игры с палочками Кюизенера проводила  с определенной образовательной задачей и в продуманном порядке: от простого к сложному. На начальном этапе работы познакомила детей  с набором  палочек Кюизенера.  Дети с большим интересом начали играть с данным пособием, как с обычными кубиками, которые привлекли  их цветовой гаммой и разнообразием размеров.  Предлагала детям игры «Цветные дорожки», «Зоопарк»,  «Строим мост» и другие. Эти игры помогли детям заметить, что все одноцветные палочки одинаковы по  длине и высоте.

Следующий этап – обучающий. Проводила с детьми игры и упражнения на соответствие числа и цвета палочки: дети составляли числовые лесенки от одного до десяти вертикально или горизонтально, «шагали по ступенькам» вверх и вниз, сравнивали высоту или длину ступеней, считали число ступеней в прямом и обратном направлении, называли четные и нечетные ступени, определяли порядковый номер ступеней.  Предлагала детям принять участие в «плетении цветных ковриков» по цифровым схемам. Когда ребенок заканчивает «плести ковер», ему предлагается «прочитать» ковер цветами и числами. Постепенно дети приходили к выводу, что каждый предмет в наборе имеет своё постоянное число.

 В дальнейшем мы перешли к процессу сложения и вычитания. Воспитатель, например,  предлагает взять фиолетовую палочку, прибавить к ней розовую. Затем найти палочку, равную по сумме фиолетовой и розовой (по двум слагаемым находят сумму). Но можно решить и обратную задачу, когда одну полоску необходимо заменить двумя другими, сохранив длину первой (по сумме находят два слагаемых). Упражнение дети записывали в числах. В результате этой работы они усвоили состав числа, действия сложения и вычитания и стали считать в уме.

Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками  — вопросы к дошкольникам (ответы дети дают цветными палочками). Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал.

Постепенно дети приобщались к моделированию: сначала я предлагала им цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывали палочки на схему, а потом выкладывали их  на столе сначала по рисунку, затем по схеме и по памяти. Организовывала с детьми игры на развитие зрительного внимания: дети выкладывали узор или изображение предмета из палочек по образцу (схема в натуральную величину палочек), затем по памяти. Вводила усложнение: схема образца предмета состояла из палочек в натуральную величину, обозначенных только цифрами (без цвета). Дети подбирали цветные палочки, соответствующие цифре и выкладывали предмет по схеме. Проводила слуховые диктанты на развитие слухового внимания и пространственного праксиса. Например, взять синюю палочку, положить ее вертикально, розовую – справа вниз к синей палочке горизонтально, на розовую – белую палочку и т. д. Изготовила схемы цветных образцов из  палочек в натуральную величину и из палочек, обозначенных только цифрами для игр, для развития  зрительного и слухового внимания.

Для этого мы разучили с детьми физминутку «Числовая песенка – лесенка».

Также предлагала детям игры с палочками соревновательного характера, где ребенок проявлял самостоятельность в поиске решения или ответа на вопрос, выдвигал предположения и проверял их.  Помощь ребенку  оказывала в косвенной  форме, предлагая подумать еще раз, по-другому выполнить задание,  одобряла правильные действия и суждения детей.

Для поддержания интереса детей к познавательной деятельности в работе с палочками  я использовала сюрпризные моменты, игровые методы и приемы, которые обеспечивали мотивацию детей: сказочные сюжеты математического содержания, сенсорную привлекательность материала, с которым дети работали (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры). Эти игры предлагала детям систематически –  либо в свободное время,  либо включала в структуру непрерывной образовательной деятельности. На играх-занятиях вместе с детьми мы  размышляли, находили совместный правильный способ действия и решения проблемных ситуаций. Постоянная работа с данным дидактическим материалом формирует такие черты характера, как настойчивость, терпение, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность.

Использование палочек Кюизенера в самостоятельной и игровой деятельности, в образовательном процессе повышает интерес детей к математике, способствует развитию речи и умственных способностей ребенка.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: математическое  развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 6 -7 лет. Одним из эффективных средств такого развития являются палочки Кюизенера. Обучение дошкольников развивающим играм с палочками Кюизенера  стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.