Воспитание культуры поведения старших дошкольников в детском саду

Унучек А.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Макаренко А.С.,  всемирно известный воспитатель, педагог и писатель

Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, она основана на уважении к окружающему миру, соблюдениям законов общества, а также является признаком хорошего воспитания.

Начинать обучение правилам и нормам поведения в обществе необходимо в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст — время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни.

Важно понимать, что культура поведения детей старшего дошкольного возраста включает три составляющих:

  • культура деятельности – сформированное у ребенка умение следить за порядком, чистотой того места, где он занимается каким-либо видом деятельности;
  • культура общения – подразумевает сформированное у ребенка умение уважать окружающих, учитывать их мнения и желания в ущерб собственным, знание вежливых правил общения с взрослыми и сверстниками;
  • культурно-гигиенические навыки – представляют собой сформированные у ребенка и закрепленные в его поведении навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду, необходимость следования которым продиктовано не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений.

Воспитание культуры поведения в дошкольном учреждении не выделено в отдельное направление воспитания,  оно осуществляется в процессе повседневной деятельности детей – обучающей и игровой.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с культурой поведения старших дошкольников. На моих занятиях с ребятами культура учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию  являются  базисом.

В процессе трудовой деятельности формируются трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с развитием у детей старшего дошкольного возраста навыков коллективизма. В группе детского сада возникает множество причин и поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет – всё побуждает к обмену впечатлениями,  заставляет тянуться к сверстникам.

Моя задача как воспитателя – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали развитию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, которая поможет ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо,  уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Литературные герои из произведений С.В. Михалкова «Как друзья познаются», В. А. Осеевой «Волшебное слово», Л. Н.Толстого «Лев и собачка», В.П. Катаева «Цветик-семицветик», Л.Н. Толстого «Старый дед и внучка» помогут создать между детьми доброжелательные отношения, сплотить детский коллектив, проявить сочувствие, внимание и заботу. На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно обсудить и разрешить проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения («Как правильно поступить?», «Почему обиделась Катя?», «Поделись улыбкой своей», «Вежливый разговор», «К нам в гости пришла бабушка Маша»).

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет значимую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Для более успешного развития и закрепления культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста можно применять словесные и наглядные методы в сочетании, при этом используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы,  сообщать детям разнообразные факты о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, давать представление о пользе физкультурных упражнений.

 С целью воспитания культурно-гигиенических навыков я рекомендую  использовать  произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Литературные герои данных произведений на своем примере помогут старшим дошкольникам понять, как не надо поступать. Образы положительного поведения вызывают у детей интерес, создают настроение и воспитывают положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков. На основе перечисленных произведений можно разыгрывать небольшие сценки, распределив  роли между детьми в группе.

 Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. На протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду существует множество моментов для его гигиенического воспитания. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков большое значение имеет внешний вид сверстников и воспитателей. Необходимо учитывать то, что дети в старшем дошкольном возрасте становятся очень наблюдательными и склонными к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них примером.

Показателями эффективности проведенной работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в беседах, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге – положительные результаты в формировании культуры поведения и морального облика ребенка.

Навыки старших дошкольников прививаются надолго, если они закрепляются постоянно в различных ситуациях. При этом необходимо, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.